ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ДВИГАТЕЛЬ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ На танке Т-34 установлен двенадцатицилиндровый, четырёхтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель-мотор марки В-2-34 со струйным распыливанием топлива (рис. 51 и 52). Это двигатель водяного охлаждения, с V-образным расположением цилиндров в двух блоках под углом в 60°. Максимальная мощность его 500 л.с. при 1800 об/мин. Принцип работы дизель-мотора В-2-34 Такт всасывания. Через открытые всасывающие клапаны в цилиндр двигателя поступает атмосферный воздух. Такт сжатия. Клапаны закрыты, и воздух подвергается в цилиндре высокому сжатию до давления в 35 ат, при этом температура его повышается до 550...600°С. В конце такта сжатия внутрь цилиндра, непосредственно в камеру сгорания, впрыскивается через форсунку топливо в мелко распылённом виде. Впрыск топлива производится под давлением в 200 ат, что обеспечивает мелкое распыливание топлива и перемешивание его с воздухом. Частицы топлива, поступающие в цилиндр двигателя, вследствие высокой температуры сжатого воздуха, находящегося в камере сгорания, самовоспламеняются, и происходит горение топлива. Выделяющееся при этом тепло повышает температуру и давление газов в цилиндре (максимальное давление сгорания достигает 85...95 ат). Рабочий такт (при закрытых клапанах). Происходит расширение продуктов сгорания топлива и превращение тепла в механическую работу, при этом давление газов уменьшается до 3...4 ат. Такт выпуска. Через открытые выпускные клапаны продукты сгорания удаляются из цилиндра в атмосферу. Устройство двигателя В-2-34 Двигатель состоит из картера, двух блоков цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма передачи и систем: питания, смазки, охлаждения и пуска. Картер двигателя состоит из двух половин: верхней 4 (см. рис. 52) и нижней 2. Ось коленчатого вала лежит в плоскости их разъёма. К верхней половине картера крепят (снизу) подвески коренных подшипников 24 коленчатого вала. Вместе с гнёздами верхней половины картера они образуют восемь опор для коренных шеек коленчатого вала. Блок цилиндров состоит из рубашки 18, отлитой из алюминиевого сплава, шести стальных гильз 22, вставленных в рубашку, и общей головки блока 7. Стык головки блока с рубашкой цилиндров уплотняют общей алюминиевой прокладкой. Между рубашкой цилиндров и гильзами (в нижней их части) устанавливают уплотнительные резиновые кольца, обеспечивающие герметичность зарубашечного пространства. Коленчатый вал 1 имеет шесть колен, расположенных в трёх плоскостях под углом в 120° один к другому; у каждого колена вала по две щеки, между которыми расположено шесть шатунных шеек. Коленчатый вал имеет восемь коренных шеек, которыми он опирается на восемь подшипников картера, имеющих стальные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. На шлицованную часть носка коленчатого вала насажен и закреплён главный фрикцион в собранном виде. Главный шатун 1 (рис. 53) работает в левом блоке, прицепной 5 — в правом. Прицепной шатун соединён с главным при помощи пальца 23 (рис. 52), запрессованного в проушину главного шатуна. Нижняя разъёмная головка главного шатуна сопряжена c шейкой коленчатого вала посредством стального подшипника, залитого свинцовистой бронзой, и скреплена шестью шатунными шпильками 3. В верхние головки обоих шатунов запрессованы бронзовые втулки, в которые входят поршневые пальцы. Поршневые пальцы плавающего типа удерживаются от продольного перемещения двумя алюминиевыми заглушками, вставленными в концы поршневого пальца. Дюралюминиевый поршень имеет пять поршневых колец, из которых два верхних цилиндрических кольца являются уплотняющими, остальные — конические — служат и как уплотняющие и как маслосбрасывающие. Днище у поршня специальной формы, которая способствует наиболее эффективному сгоранию топлива. В каждом цилиндре по четыре клапана: два впускных 15 (для впуска воздуха) и два выпускных 17 (для выпуска отработанных газов). На каждой головке блока установлено по два распределительных валика 16 для управления клапанами. Кулачки этих валиков действуют непосредственно на тарелки, ввинченные в стержни клапанов, причём один валик действует на впускные, другой— на выпускные клапаны. Механизм распределения закрыт алюминиевой крышкой 14, прикреплённой к головке блока цилиндров.
Рис. 51. Двигатель В-2-34. Общий вид.
![]() | ![]() |
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ