ТАНК Т-34
РУКОВОДСТВО


		  ГЛАВА СЕДЬМАЯ

	 ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

	 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В электрооборудование танка входят:
1) Источники электрической энергии — генератор постоянного тока ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф 
и четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128, соединённые попарно — параллельно и последовательно.
2) Потребители электрической энергии — электростартер СТ-700 с пусковым реле РС-400, мотор поворота
башни МБ-20А, мотор вентилятора МВ-12, радиостанция 9-Р, танковое переговорное устройство ТПУ-ЗР, 
электросигнал ГФ-12, приборы внутреннего и внешнего освещения.
3) Контрольно-измерительные приборы — амперметр и вольтметр.
4) Вспомогательная электроаппаратура — вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т, выключатель
массы, щиток электроприборов водителя, щиток башни, щиток аварийного освещения, щиток питания
радиостанции, блок защиты аккумуляторов, выключатели ножевого типа, называемые тумблерами,
контактные переходные и разветвительные колодки, штепсельные розетки, предохранители.
5) Электропроводка, соединяющая потребителей электроэнергии с источниками тока.
Размещение электрооборудования
Источники электроэнергии размещены в моторном отделении. Генератор установлен с правой (по
направлению движения танка) стороны двигателя на двух кронштейнах картера двигателя. Реле-регулятор
смонтирован на двух резиновых амортизаторах слева от сиденья водителя, над щитком электроприборов. На
полу моторного отделения, с двух сторон двигателя, установлены в специальных корзинах четыре
аккумулятора— по два с каждой стороны.
Потребителя электроэнергии расположены в строгом соответствии со своим назначением. Стартер при
помощи стяжных лент прикреплён к специальному ложу на горловине коробки перемены передач. Пусковое
реле стартера установлено на верхней половине картера этой коробки с левой (по ходу танка) стороны.
Мотор поворота башни крепят при помощи двух стальных лент в ложе на поворотном механизме. Мотор
вентилятора устанавливают на моторной перегородке или в вентиляционном люке крыши башни. Крепят его на
двух специальных кронштейнах. на одном из которых смонтирован тумблер для включения и выключения
вентилятора.
Электросигнал смонтирован внутри танка на левой косынке моторной перегородки.
Приборы внутреннего и внешнего освещения расположены в следующих местах: в передней части танка, на
левом бортовом наклонном листе установлена на кронштейне фара; в задней части танка на верхнем броневом
листе, над трансмиссионным отделением укреплён задний фонарь; лампочка для освещения щитка контрольно-
измерительных приборов расположена над этим щитком.
Щиток, электроприборов освещается лампочкой, смонтированной на самом щитке.
На потолке башни смонтирован плафон для освещения боевого отделения. Другой плафон — для
аварийного освещения боевого отделения— помещён справа от сиденья радиста, на аварийном щитке.
Фонарь для освещения шкалы угломера установлен на левой стороне погона башни, возле поворотного
механизма. Включают этот фонарь тумблером, смонтированным на щитке башни.
Слева от водителя укреплён на двух резиновых амортизаторах щиток электроприборов. Распределительный
щиток в башне укреплён на левом её борту, над поворотным механизмом.
Щиток аварийного освещения крепят на трёх бонках в верхней части первой правой шахты. Щиток,
называемый блоком защиты аккумуляторов, установлен на левой (по ходу танка) стороне перегородки боевого
и моторного отделений— над левой группой аккумуляторов.
Справа от сиденья стрелка-радиста смонтирован выключатель массы.
На полу боевого отделения на специальной подставке смонтировано вращающееся контактное устройство (ВКУ).
Выключатель заднего фонаря расположен на щитке электроприборов,
Для удобства монтажа и демонтажа электропроводов применяют переходные коробки. На танке
смонтировано четыре двухклеммных переходных коробки: первая около передней фары, вторая на аварийном
щитке, третья на двигателе (для проводов генератора) .и четвёртая на щитке питания рации.
Для включения переносной лампы на танке имеются две штепсельные розетки, одна из которых
смонтирована на аварийном щитке, другая возле заднего фонаря.
Электропроводка внутри танка проложена в металлических экранирующих оболочках. Большая часть
проводов в корпусе танка проложена, то левому борту (под баками для горючего и масла), а остальные провода
8 Изменения, внесённые в систему электрооборудования танка Т-34 с 85-мм пушкой Т-34-85, приведены в приложении 8.
— в зависимости от места расположения электрических приборов.
Предохранители помещены на щитках: электроприборов, башни и в блоке защиты аккумуляторов.
О монтаже приборов радиооборудования и танкового переговорного устройства см. в восьмой главе "Связь".

Схема электрооборудования танка

Схема электрооборудования танка

Источники тока и его потребители соединены между собой системой проводов и переходных устройств. Для
электрооборудования танка применяют провода марки ПРП следующих сечений: 1,5; 2,5; 10; 35; 50; 95 мм2.
Все приборы и аппаратура электрооборудования, а также электропроводка, за исключением цепи питания
аварийного щитка, выполнены по принципу однопроводной системы. Отрицательным проводом служит масса
— металлический корпус танка.
При таком соединении потребителей с источниками тока упрощается проводка, достигается значительная
экономия проводов и не требуется изолировать отдельные детали агрегатов электрооборудования.
Принципиальная схема электрооборудования танка Т-34 представлена на рис. 142.
Но эта схема электрооборудования, применявшаяся на танках старых выпусков, на новых танках несколько
изменена. Ряд приборов размещают теперь более рационально, благодаря чему сократилось. количество
проводов; некоторые агрегаты электрооборудования модернизированы или упрощены, а часть приборов вовсе
упразднена.
В частности, вместо реле-регулятора РРТ-4576А теперь устанавливают реле-регулятор РРА-24Ф,
снабжённый фильтром для устранения помех радиоприёму, возникающих при работе реле-регулятора;
пусковое реле стартера РС-371 заменено пусковым реле РС-400, которое отличается от первого (в основном)
конструкцией контактов. Новая их конструкция обеспечивает более надёжную работу реле. Кроме того, вместо
ВКУ-137 устанавливают вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т, вместо двух фар одну, а также
сокращено количество предохранителей на щитках.
Особенностью электрической сети танка является включение приборов и аппаратов электрооборудования,
рассчитанных на работу при различных напряжениях. Генератор, стартер с пусковым реле и мотор поворота
башни рассчитаны на работу при напряжении в 24 В, остальные же потребители — при напряжении в 12 В.
Соответственно этому имеются 24-вольтовые и 12-вольтовые электрические цепи.
К 24-вольтовым относятся: цепь зарядки аккумуляторов, цепь питания стартера СТ-700, цепь питания
обмотки реле РС-400, цепь питания мотора поворота башни МБ-20А;
К 12-вольтовым: цепь питания всех световых и сигнальных точек, цепь питания радиостанции, цепь
питания аппаратов ТПУ, цепь питания электросигнала и цепь питания мотора вентилятора. Наличие в
бортовой сети двух различных напряжений обусловлено стремлением уменьшить габариты стартера и мотора
поворота башни, а также потребляемые ими токи, и в то же время использовать стандартные потребители,
работающие при напряжений 12 В.

Основные цепи электрической сети танка

Цепь зарядки аккумуляторов. При зарядке аккумуляторов ток проходит по следующей цепи:
Выводной болт «+Я» генератора, двухклеммная коробка, выводной зажим «+Я» реле-регулятора, сериесные
обмотки и замкнутые контакты реле-регулятора, зажим «+Б» реле-регулятора, клемма №5 на щитке
электроприборов водителя, шунт и амперметр, клемма №6 на щитке электроприборов водителя, клемма
предохранителя 40 А на блоке защиты аккумуляторов, предохранитель 40 А, центральный болт на блоке
защиты, клемма (+) аккумуляторных батарей, обе группы аккумуляторных батарей, клемма (—)
аккумуляторных батарей, замкнутые контакты выключателя массы, корпус танка, корпус генератора,
отрицательные щётки, обмотка якоря, положительные щётки генератора, выводной болт «+Я» генератора.

Цепь питания щитка электроприборов водителя. В схему щитка электроприборов
водителя ток поступает по двум цепям:
а) 12-вольтовая цепь: клемма (+) правой группы аккумуляторов, (—) левой группы аккумуляторов, зажим
предохранителя 50 А на блоке защиты аккумуляторов, предохранитель 40 А, планка .на щитке
электроприборов водителя, соединяющая клеммы предохранителей на 30 и 40 А;
б) 24-вольтовая цепь: клемма (+) левой группы аккумуляторов, центральный болт на блоке защиты,
предохранитель 40 А на блоке защиты, зажим №6 (шунт амперметра) на щитке электроприборов.

Цепь питания щитка башни. Ток в неё постукает по цепи: зажим предохранителя 30 А на щитке
электроприборов водителя, щётка нижнего силового кольца ВКУ, нижнее силовое кольцо ВКУ, планка,
соединяющая предохранители на щитке в башне.

Цепь питания пускового реле РС-400. Ток поступает по цепи: клемма №4 на щитке
электроприборов, кнопка стартера, замкнутые контакты кнопки, слаботочный зажим пускового реле РС-400
(начало обмотки реле), обмотка реле, второй слаботочный зажим реле, клемма «К» реле-регулятора,.
соединённая перемычкой с клеммой «+Я» реле-регулятора. Далее цепь замыкается через обмотку якоря
генератора, корпус танка и выключатель массы (контакты замкнуты) на минус аккумуляторной батареи.

Цепь питания реле привода РСТ- 334. Ток проходит По цепи: центральный болт блока
защиты (+24 В), одна из силовых клемм пускового реле РС-400, замкнутые контакты этого реле, вторая
силовая клемма реле РС-400, клемма реле РСТ-334 (начало сериесной и шунт свой обмоток реле); затем ток
идет по двум цепям;
а) цепь сериесной обмотки РСТ-334: вторая клемма РСТ-334, клемма на корпусе стартера СТ-700 (далее
через обмотки и корпус стартера, корпус танка и замкнутые контакты выключателя массы цепь замыкается на
отрицательный зажим аккумуляторной, батареи);
б) цепь шунтовой обмотки РСТ-334: шунтовая обмотка, корпус реле, корпус танка, замкнутые контакты
выключателя массы, минус аккумуляторной батареи.

Цепь питания мотора поворота башни. Ток проходит: предохранитель 200 А (24 В) на блоке
защиты аккумуляторов, щётку среднего сильноточного кольца ВКУ, зажим на моторе МБ-20, положительный
щётки мотора, обмотки мотора, отрицательные щётки мотора, корпус мотора, корпус танка, замкнутые
контакты выключателя массы, отрицательный зажим аккумуляторной батареи.

Цепь питания аварийного освещения. Ток поступает по цепи: предохранитель 20 А на блоке
защиты, один из зажимов переходной коробки на аварийном щитке, замкнутые контакты тумблера лампы
плафона, второй зажим переходной коробки на аварийном щитке, зажим выключателя массы, непосредственно
соединенный с отрицательной клеммой аккумуляторов.
Контактные зажимы розетки, установленной на аварийном щитке, соединены с контактными зажимами
переходной коробки, установленной на щитке.


ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
ГЛАВА ВТОРАЯ БРОНЕВОЙ КОРПУС
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ВООРУЖЕНИЕ
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДВИГАТЕЛЬ В-2-34
СИСТЕМА ПИТАНИЯ
СИСТЕМА СМАЗКИ
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ ТРАНСМИССИЯ
ГЛАВНЫЙ ФРИКЦИОН
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
БОРТОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ
ГЛАВА ШЕСТАЯ ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ТОКА
ПОТРЕБИТЕЛИ ТОКА
ГЛАВА ВОСЬМАЯ СВЯЗЬ
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ЗАПРАВКА ТАНКА
ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ
СМАЗКА ТАНКА
ЗИМНЯЯ и ЛЕТНЯЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТАНКА
ПУШКА С-53
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Опознавательные знаки бронетанковых частей СССР

Танковые асы СССР: список, фотогалереи (1) , (2)

Башни Т-34 ставились на бронепоездах и бронекатерах

Война окончена главная страница


URL