Click for English language

Символика авиачастей СССР в ВОВ

       Помимо красных звезд, некоторые советские авиационные части и соединения имели еще и свои отличительные знаки и ЭБО. Следует отметить, что иногда самолеты этих частей могли быть без эмблем (например - недавно поступившие машины, или после ремонта обшивки). Также, знаки могли меняться со временем, могли быть разными на время разных операций. Многие летчики, особенно асы, наносили индивидуальные эмблемы.
       Эскадрильи часто отличались цветами цифр бортовых номеров (с предвоенного времени традиционно красные номера обычно были у 1-й эскадрильи полка, а голубые (синие), жёлтые, белые, чёрные (зелёные) у следующих по порядку - например 163 ИАП) или цветами коков винтов, рулей поворота, "пилоток" килей. Во время ВОВ из цветового порядка почти исчез желтый, так как этот цвет активно применял противник.
Оглавление и сокращения.
ВА = воздушная армия
КБФ = балтийский флот
СФ = северный флот
ЧФ = черноморский флот
ПВО = противовоздушная оборона
ИАК = истребительный авиакорпус
ШАК = штурмовой авиакорпус
БАК = бомбардировочный авиакорпус
САК = смешанный авиакорпус
ИАД = истребительная авиадивизия
ШАД = штурмовая авиадивизия
БАД = бомбардировочная авиадивизия
САД = смешанная авиадивизия
КАЭ = корректировочная авиаэскадрилья
ИАП = истребительный авиаполк
ШАП = штурмовой авиаполк
БАП = бомбардировочный авиаполк
САП = смешанный авиаполк
РАП = разведовательный авиаполк
       Буква "Г" в начале аббревиатуры = Гвардия
       C = скоростной , Н = ночной , Л = легкий , Т = тяжелый , Б = ближний , Д = дальний , П = пикировочный , О = отдельный

       1-я воздушная армия (1 ВА) на 1942 имела систему ОЗ для авиадивизий в своем составе: 201 ИАД (позднее - 10 ГИАД) , 202 ИАД , 203 ИАД (12 ГИАД) , 204 БАД (3 ГБАД) , 213 НБАД , 214 ШАД , 224 ШАД , 232 ШАД (7 ГШАД) , 233 ШАД , 234 ИАД .

       4-я воздушная армия (4 ВА) на 1945 имела систему опознавательных знаков для штурмовых дивизий: 196 ШАД , 199 ШАД , 230 ШАД , 233 ШАД , 260 ШАД , 332 ШАД .

       Белое поле вокруг фюзеляжной звезды - знак авиации Северо-Западного фронта в 1941 году.

       Широкая белая полоса вокруг фюзеляжа - 1 Дальневосточный фронт в 1945 году.

1 ГИАК (1-й гвардейский истребительный Минский авиационный корпус), бывший 1 ИАК. Две белые полосы на вертикальном оперении в 1944-1945
3 ГИАД (3-я гвардейская истребительная Брянская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 210 ИАД. Тактические ОЗ 2МВ
4 ГИАД (4-я гвардейская истребительная Оршанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 274 ИАД. Яки - красные коки винтов и наклонные полосы на килях полосатый хвост
434 ИАП -> 32 ГИАП
- с 1943 красные капоты либо только коки (Як, Ла)
краноносые Яки краноносые лавки 2МВ
169 ИАП -> 63 ГИАП - голубые? капоты
160 ИАП -> 137 ГИАП
- белые капоты
краноносые лавки
271 иап -> 64 ГИАП 653 иап -> 65 ГИАП
875 иап -> 66 ГИАП


2 ИАК (2-й истребительный Оршанский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус):
диагональные белые полосы на вертикальном оперении самолетов, одинарная/двойная/тройная для трёх полков обеих дивизий
322 ИАД (322-я истребительная Минская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) - истребители Ла-7, 1945 7 ГИАД (7-я гвардейская истребительная Ржевская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия), бывшая 209 ИАД, истребители Як, 1942-1945
2 ГвИАП 2 ГИАП (бывший 526 ИАП) - одна полоса
482 ИАП - две полосы
вторая мировая война 937 ИАП - три полосы
29 иап -> 1 ГИАП : одна горизонтальная либо диагональная белая полоса
боевая окраска самолетов второй мировой войны 12 иап -> 89 ГИАП : две диагональных полосы белого цвета на вертикальном оперении
покраска боевых самолетов 2-й мировой войны покраска боевых самолетов 2-й мировой войны 146 ИАП -> 115 ГИАП : три диагональных белых полосы на вертикальном оперении, либо только на руле направления


Символика 3 ИАК (3-й истребительный Никопольский орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус), основные самолёты - истребители Як-7Б, Як-1Б, Як-9Т, Як-9К, Як-9У, Як-3; а также - Пе-2 и Ил-2
812ИАП 3 ИАК отличительный признак 3 ИАК ВВС элемент быстрого опознавания в воздухе - крылатая звезда на носу, чаще наклонная красная с белым крылом 43ИАП 3ИАК эмблема Рисунки на советских самолетах Великой Отечественной войны -  меч пронзающий свастику 402ИАП 3ИАК ТОЗ ЭБО опознавательный знак - крылатый меч разрубающий свастику 812ИАП 3ИАК ТОЗ ЭБИ опознавательный знак - крылатый меч разрубающий свастику
Крылатая звезда в 1943-44, и меч с крылом в 1944-45 гг.
Эмблемы (наклонная звезда с крылом; крылатый меч, разрубающий свастику) могли наноситься внизу капота в разных вариантах белой или красной краской, либо просто контуром по камуфляжу.
265 ИАД (265-я истребительная Мелитопольская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - белые коки. 278 ИАД (278-я истребительная Сибирско-Сталинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия). В 1943 - темные (черные или красные) коки.
291 ИАП 402 ИАП 812 ИАП 15 ИАП 43 ИАП 274 ИАП


4 ИАК -> 3 ГИАК (3-й гвардейский истребительный Ясский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус)
13 ГИАД (13-я гвардейская истребительная Полтавско-Александрийская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 294 ИАД, истребители Як 14 ГИАД (14-я гвардейская истребительная Кировоградско-Будапештская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 302 ИАД
13ИАД эмблема авиагруппа sword Прикрой атакую!
В 427 ИАП (в последствии 151 ГИАП) и 150 ГИАП (бывший 183 ИАП) имели в своем составе ударные авиационные группы "Меч", которые применялись для усиления в сложных воздушных боях (наращивания сил авиадивизии). В обоих полках в разные периоды встречались краснносые Яки, но их связь с группами "Меч" не подтверждена.
ЭБИ второй мировой войны. боевая авиация советского союза 6 ИАП -> 149 ГИАП, под кабиной рисовали белые уголки.
193 иап -> 177 гиап , 240 иап -> 178 гиап , 297 иап -> 179 гиап.
У 178 ГИАП - уголки на Ла-5Ф.
3 ГИАК (в конце 1945)
13 ГИАД 14 ГИАД 288 ИАД
152 гиап? Як Ла-7 659 иап (Як) 866 иап (Як) 897 иап (Як) 409 оаэс -> 8 огаэс (По-2)


6 ГИАК (6-й гвардейский истребительный Львовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус) , бывший 7 ИАК. Материальная часть - Аэрокобры Р39
205ИАД 22 гвиад 205 ИАД -> 22 ГИАД (22-я гвардейская истребительная Кировоградская ордена Ленина Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия): широкая диагональная белая полоса на вертикальном оперении в 1943-1945
23 ГИАД (23-я гвардейская истребительная Черкасская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) , бывшая 304 ИАД, а ранее - 304 БАД: горизонтальные белые полосы на половину ширины руля направления
27 ИАП -> 129 ГИАП
129ГИАП гв иап
красный нос либо только кок + номер на закрашенном участке капота характерной формы
438 ИАП -> 212 ГИАП
212ГИАП синие кок и часть носа
голубой нос либо только кок + знак гвардии и орден Невского на дверце
508 ИАП -> 213 ГИАП

белый кок (с 1945 - нос) + с 1945 гвардейский знак на правой дверце, орден Невского на левой дверце
38 ИАП -> 21 ГИАП

красно-белый нос
10 ИАП -> 69 ГИАП
тактический знак быстрого распознавания в воздухе
красно-белый кок и гвардейский знак на левой дверце, орден Невского на правой дверце
9 ИАП -> 211 ГИАП


Красные носы фюзеляжа - отличительный признак самолетов 8 ИАК (8-й истребительный авиационный Бобруйский Краснознаменный корпус) с 01.01.1944
краска носов Лавочек 215 ИАД (215-я истребительная Танненбергская Краснознаменная авиационная дивизия)
краноносые Яки БКЗ 323 ИАД (323-я истребительная Барановичская Краснознаменная авиационная дивизия)
ВОВ 156 ИАП бело-красные горизонтальные полосы на вертикальном оперении (Ла-7)
263 ИАП - белое вертикальное оперение
813 ИАП - широкий белый "пояс" вокруг фюзеляжа позади кабины (Ла-5ФН)
149 ИАП (Як-9) - белый руль направления 269 ИАП - белое вертикальное кольцо вокруг фюзеляжа перед бортовой звездой. 484 ИАП - белый руль направления (либо всё вертикальное оперение) с красными горизонтальными полосами 412 оаэс (По-2)


11 ИАК (11-й истребительный Кенигсбергский авиационный корпус)
5 ГИАД (5-я гвардейская истребительная Валдайская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия), бывшая 239 ИАД, P39 Airacobra 190 ИАД , P39 и P63
28гиап   белые полосы на хвосте и фюзеляже
153 иап -> 28 ГИАП - белый кок и широкая вертикальная белая полоса на вертикальном оперении, либо опоясывающая хвост
68гиап   68 гвиап
46 ИАП -> 68 ГИАП - голубой кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа
72 гвиап   72гиап
485 ИАП -> 72 ГИАП - красный кок и "пояс" с белым кантом вокруг хвостовой части фюзеляжа
28 ГвИАП Баранов , 17иап Сиротин    
17 ИАП - полковой цвет белый

494 ИАП - полковой цвет голубой?

821 ИАП - полковой цвет красный?


14 ИАК (14-й истребительный авиационный Рижский корпус)
Red spinner - 185 ИАД (185-я истребительная авиационная дивизия)
вероятно 315 ИАД (315-я истребительная Рижская авиационная дивизия)
вертикальня белая полоса на руле направления
  4IAP 4 ИАП - голубое "кольцо" на коке и "пилотка" (Як-9T)
148 ИАП, то же желтым цветом
293 ИАП, то же белым цветом(Як-9T)
50-й истребительный Краснознаменный авиационный полк - красный кок и красная обечайка капота двигателя Ла-5ФН 50 ИАП - красныe кок и обечайка капота двигателя Ла-5ФН
предположительно 171ИАП Вишняков 171 ИАП - красный кок и белая обечайка капота двигателя Ла-5ФН
431 ИАП, Як
- ?


7 ИАК ПВО -> 2 ГИАК ПВО (2-й гвардейский истребительный Ленинградский авиационный корпус ПВО):
с 1941 года : белый кок (или лишь его передняя часть), с середины 1943 года до конца войны: белый кок и целиком белое вертикальное оперение, в сочетании со знаком гвардии на фюзеляже
44 ИАП -> 11 ГИАП : ЛаГГ-3 и Ла-5
26 ИАП -> 26 ГИАП : Hurricane, Spitfire, Як
123 ИАП -> 27 ГИАП : Як
124 ИАП -> 102 ГИАП : МиГ-3, P39
белохвост
158 ИАП -> 103 ГИАП : И-16, Р40, Р39
воздушная армия
403 ИАП : P39
404 ИАП : Як-9




1 ШАК -> 1 ГШАК (1-й гвардейский штурмовой Кировоградско-Берлинский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
ТОЗ - белое вертикальное кольцо вокруг хвоста
203 ИАД -> 12 ГИАД (12-я гвардейская истребительная Знаменская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия)
Яки - белая задняя треть руля направления
266 ШАД -> 8 ГШАД (8-я гвардейская штурмовая Полтавская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2 292 ШАД -> 9 ГШАД (9-я гвардейская штурмовая Красноградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Ил-2
270 иап -> 152 ГИАП 516 иап -> 153 ГИАП 247 иап -> 156 ГИАП 66 ШАП -> 140 ГШАП 140ГШАП  Красной армии
белая "полупилотка" на руле направления в 1945
673 ШАП -> 142 ГШАП - ? 735 ШАП -> 143 ГШАП - красные двухзначные номера на фюзеляже и киле ? 667 ШАП -> 141 ГШАП - белая "пилотка" на вертикальном оперении 800 ШАП -> 144 ГШАП 800ШАП 144ГШАП
молния с изломом на фюзеляже
820 ШАП -> 155 ГШАП
- белый кок?


2 ШАК -> 3 ГШАК (3-й гвардейский штурмовой Смоленско-Будапештский Краснознаменный авиационный корпус) , Ил-2
204 САД -> 232 ШАД -> 7 ГШАД (7-я гвардейская штурмовая Дебреценская Краснознаменная авиадивизия)
с лета 1944 двойное кольцо вокруг фюзеляжа
203 САД -> 231 ШАД -> 12 ГШАД (12-я гвардейская штурмовая Рославльская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия)
230 ШАП -> 130 ГШАП
- красный(?) кант вертикального оперения
704ШАП 131 ГШАП (бывший 704 ББАП, 704 ШАП) - красный(?) кант вертикального оперения
801ШАП 132 ГШАП (бывший 227 ББАП, 801 ШАП) - желтый(?) кант вертикального оперения.
187 ГШАП (бывший 568 ШАП)
188 ГШАП (бывший 873 ШАП)
190 ГШАП (бывший 570 ШАП)


3 САК -> 1 ГСАК -> 2 ГШАК (2-й гвардейский штурмовой Владимир-Волынский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный корпус)
207 ИАД -> 11 ГИАД (11-я гвардейская истребительная Днепропетровская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия)
267 ШАД -> 5 ГШАД (5-я гвардейская штурмовая Запорожская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 290 ШАД -> 6 ГШАД (6-я гвардейская штурмовая Запорожская дважды Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) Ил-2
5ГИАП Попков 129 иап -> 5 ГИАП - белый кок и торец капота двигателя Ла-5ФН
814 иап -> 106 ГИАП - Як 867 иап -> 107 ГИАП - Як 808 ШАП -> 93 ГШАП - белые кольца вокруг задней части фюзеляжа
808ШАП
843 ШАП -> 94 ГШАП - ? 950 ШАП -> 95 ГШАП - белые кольца вокруг задней части фюзеляжа
808ШАП
299 ШАП -> 108 ГШАП 625 ШАП -> 109 ГШАП 775 ШАП -> 110 ГШАП


6 ШАК (6-й штурмовой Люблинский Краснознаменный авиационный корпус) 16 ВА
Белый треугольник на киле Ил-2
197 ШАД (197-я штурмовая Демблинская Краснознаменная авиационная дивизия):
1/2/3 поперечные белые полосы снизу плоскостей у трех полков
198 ШАД (198-я штурмовая Варшавская Краснознаменная авиационная дивизия):
1/2/3 поперечные черные полосы снизу плоскостей у трех полков
618 ШАП 765 ШАП 805 ШАП 41 ШАП
567ШАП 567 ШАП
945 ШАП


7 ШАК (7-й штурмовой Севастопольский авиационный корпус)
236 ИАД (236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия)
Яки - наклонная узкая белая полоса с красной окантовкой
206 ШАД (206-я штурмовая авиационная Мелитопольская Краснознаменная дивизия) - тонкий белый "пояс" перед килем 289 ШАД (289-я штурмовая Никопольская Краснознаменная авиационная дивизия) - ?
236-я истребительная Львовская Краснознаменная авиационная дивизия 267 ИАП - широкая горизонтальная белая полоса на руле направления
117ГИАП 975 иап -> 117 ГИАП - широкая горизонтальная красная полоса в белой окантовке на руле направления
611 ИАП, замененный на 168 ГИАП (бывший 737 ИАП) - ? 503 ШАП 686 ШАП (1944-45) 806 ШАП 807 ШАП 232 ШАП 686 ШАП (1943-44) 947 ШАП


10 ШАК (10-й штурмовой Одесско-Венский авиационный корпус)
295 ИАД (295-я истребительная Новомосковская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия) белая молния на фюзеляже Ла-5

136 ШАД (136-я штурмовая Нижнеднестровская ордена Суворова авиационная дивизия) - Ил-2
306 ШАД (306-я штурмовая Нижнеднепровская Краснознаменная ордена Суворова авиадивизия) - Ил-2
белая "косынка" на вертикальном оперении
звено управления дивизии (?) - одна полная и четыре неполных полосы на вертикальном оперении Ла
31 ИАП - одна наклонная белая полоса на вертикальном оперении Ла
116 ИАП - одна полная и одна неполная полоса на вертикальном оперении Ла
164 ИАП - одна полная и две неполных полосы на вертикальном оперении Ла
210 ШАП 715 ШАП 989 ШАП 672 ШАП 951 ШАП 995 ШАП


       Состав авиакорпусов на конец Великой Отечественной войны:
1 ГИАК (бывший ранее 1 ИАК) : 274 иад -> 4 гиад , 210 иад -> 3 гиад , 32 гиап
2 ИАК : 209 иад -> 7 гиад (25.11.42 - 05.45) , 322 иад (07.43 - 05.45)
3 ИАК : 265 иад и 278 иад
4 ИАК (стал 3 ГИАК) : 294 иад -> 13 гиад , 302 иад -> 14 гиад
5 ИАК : 8 ГИАД и 256 ИАД
6 ИАК : 273 иад , 279 иад , 1 гиад , 234 иад (1944-1945) , 422 оаэс (05.43 - 05.45)
7 ИАК (стал 6 ГИАК) : 205 иад -> 22 гиад , 304 иад -> 23 гиад
8 ИАК : 215 иад и 323 иад
10 ИАК : 201 иад -> 10 гиад , 235 иад -> 15 гиад , 400 оаэс , 224 ШАД (16.01.44-15.04.44)
11 ИАК : 239 иад -> 5 гиад , 190 иад ( 17 ИАП , 494 ИАП , 821 ИАП )
13 ИАК : 193 иад и 194 иад
14 ИАК : 185 иад и 315 иад

1 ГШАК (бывший ранее 1 ШАК) : 266 шад -> 8 гшад , 292 иад -> 9 гшад , 203 иад -> 12 гиад
2 ГШАК (бывший 3 САК -> 1 ГСАК) : 267 шад -> 5 гшад , 290 шад -> 6 гшад , 207 сад -> 207 иад -> 11 гиад
2 ШАК (стал 3 ГШАК) : 231 шад -> 12 гшад , 232 шад -> 7 гшад
3 ШАК : 307 шад , 308 шад , 181 иад
4 ШАК : 196 шад , 199 шад
5 ШАК : 4 гшад (бывшая 211 сад и 212 шад) , 264 шад , 331 иад , 423 оаэс
6 ШАК : 197 шад , 198 шад
7 ШАК : 206 шад , 289 шад , 236 иад
8 ШАК : 224 шад , 227 шад
9 ШАК : 3 гшад (бывшая 243 шад) , 300 шад
10 ШАК : 136 шад , 306 шад , 295 иад


ВВС ВМФ КБФ (Краснознаменный Балтийский флот)
61 иабр / 3 иад / 1 гиад: Белый кок + белый руль поворота истребителей с 1943
3 ГИАП (бывший 5 иап) - Ла-5, Ла-7, Як-1Б
4 ГИАП (бывший 13 иап) - Ла-5, Ла-7
10 ГИАП (бывший 71 иап) - Ла-5
14 ГИАП (бывшая 13 иаэ) - Як-9
12 ИАП - Як-9М
21 ИАП - Як-9М
8 мтад (A20G Boston): номера на киле

1 ГМТАП

51 МТАП

"Таллинский АП"


ВВС ВМФ СФ (Северный флот)
только белый кок
2 ГИАП (бывший 72 сап) - P40E, P39M
78 ИАП - P40N , Hurricane
северный флот авиачастей севфлот белые кок и "пилотка"
255 ИАП - P39D , P39M
20 ИАП - Як-1
95 ИАП (бывший 95 БАП), Пе-3 - белые коки винтов
5 мтад (A20 Boston): номера на руле направления, белые пилотки

9 ГМТАП

36 МТАП


ВВС ВМФ ЧФ (Черноморский флот)
ордена БКЗ ВМФ 6 ГИАП (Севастопольский дважды Краснознаменный, бывший 8 ИАП) внизу капотов Яков - знак гвардии, иногда в сочетании с орденом Красного Знамени (1944)
камуфляжи самалетов второй мировой войны 11 ГИАП (11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС ВМФ, бывший 32 ИАП ВМФ, Аэрокобры) из 2 ГМТАД - белая "пилотка" и диагональная полоса на вертикальном оперении (1944)
7 ИАП - белый кок МиГ-3 , P-40
25 ИАП - белый кок Як-1
9 ИАП ВМС СССР 9 ИАП, ЛаГГ-3 - белые "косынка" и параллельная её краю полоса


1 ГИАД (1-я гвардейская истребительная Сталинградско-Берлинская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 220 ИАД -
горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении Аэрокобр
53гиап 512 иап -> 53 гиап - дополнительно красные "пилотка" и кок
54гиап 237 иап -> 54 гиап - дополнительно белые "пилотка" и кок
Зеленин : горизонтальная белая полоса это 1ГИАД ; голубые пилотка и кок это 55ГИАП 55ГИАП 581 иап -> 55 ГИАП - дополнительно голубые "пилотка" и кок


6 ГИАД (6-я гвардейская истребительная Донская-Сегедская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), бывшая 268 ИАД
273 ИАП -> 31 ГИАП
Яки - две наклонные узкие красные (желтые?) полосы, 1944
296 иап -> 73 ГИАП
Яки - белая молния, 1944
2 иап -> 85 гиап


9 ГИАД (9-я гвардейская истребительная Мариупольско-Берлинская ордена Ленина Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, бывшая 216 ИАД и 216 САД) 4 ВА, P39 Airacobra, 1944-1945.
белые номера в задней части фюзеляжа
  16 Гв ИАП 16 ГИАП (ранее 55 ИАП) - красные "пилотка" с белым кантом и кок
сотка Белые «пилотки» - отличительный признак самолетов 100 ГИАП (ранее 45 ИАП) и 104 ГИАП (ранее 298 ИАП)


10 ГИАД (10-я гвардейская истребительная Сталинградская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия, бывшая 201 ИАД) 10 ИАК, Ла-7.
111 ГИАП (ранее 13 ИАП) - красный кок
112 ГИАП (ранее 236 ИАП) - белый кок
113 ГИАП (ранее 437 ИАП) - голубой кок



16 ГИАД (16-я гвардейская истребительная Свирская Краснознаменная авиационная дивизия)
бывшая 1 ГСАД , 258 САД , 258 ИАД.
Только в полках этой дивизии номер наносился на хвосты Аэрокобр.
145 ИАП -> 19 ГИАП 147 ИАП -> 20 ГИАП


27 ИАД (27-я истребительная авиационная дивизия), трехзначные белые номера на фюзеляжах в 1941
    звено управления дивизии - номера 1xx,
белая закругленная стрела, И-16
25 ИАП - номера 2xx, И-16 и МиГ-3
    36 ИАП - номера 3xx,
белый шеврон на киле И-16
    45 ИАП - номера 4xx,
красная молния на вертикальном оперении И-16 и Як-1
    50 ИАП - номера 5xx,
наклонная белая полоса на вертикальном оперении И-16
82 ИАП - номера 8xx, И-16 и И-153


130 ИАД (130-я истребительная Инстербургская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела истребители Як-9 различных модификаций. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 15.03.1945. Дивизионный признак – круговая полоса белого цвета шириной 1 метр в хвостовой части фюзеляжа.

   цветные пилотка на вертикальном оперении и направленная вниз стрела по задней кромке руля направления 130иад 1? 168 ИАП, Як-9Л с красными коками и красными номерами с черной окантовкой на дивизионной полосе
    409 ИАП, Як-9М - так же, полковой цвет - желтый
909 ИАП, Як-9Т и 9Л - так же, полковой цвет - голубой


181 ИАД (181-я истребительная Ченстоховская ордена Кутузова авиационная дивизия) 3 ШАК
Трудящиеся Орла 53 ИАП (1944)
306 ИАП - ?
355 ИАП


194 ИАД (194-я истребительная авиационная дивизия) 13 ИАК

белый руль направления
56 ИАП - белый кок
530 ИАП - красный кок 848 ИАП - голубой кок


229 ИАД (229-я истребительная Таманская Краснознаменная авиационная дивизия) 4 ВА
полковая эмблема – черный якорь на белом фоне. Эту эмблему на все самолёты полка нанесла делегация моряков Черноморского Флота, в знак особой благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении г. Новороссийска. 88ИАП 229ИАД ЛаГГ3 черный якорь на белом руддере 88 ИАП (потом 159 ГИАП) , ЛаГГ-3 - черный якорь на белом руле поворота
163 ГИАП (ранее 249 ИАП) , ЛаГГ-3, Ла-7 - белый квадрат на руле поворота, также - цветная диагональная линия под хвостовой звездой
(?) разные полки


234 ИАД (234-я истребительная Мозырская ордена Суворова авиационная дивизия), на вооружении имела самолеты Як различных версий. Опознавательные знаки упорядочены приказом от 1.09.1943.
    133 ИАП, неизвестная эмблема + черный кок
    233 ИАП, эмблема чайки + голубой кок
    248 ИАП, эмблема акулы + красный кок
157 ИАП (с 24.06.1944)
- ?


269 ИАД (269-я истребительная Новгородская Краснознаменная авиационная дивизия):
с середины 1943 - белые кок и руль поворота
254 ИАП : Ла-5
287 ИАП : Як
БКЗ 845 ИАП : Як-9, орден Красного Знамени на фюзеляже


30 ГвИАП символ ВВС СССР эмблема курица 273 ИАД (273-я истребительная Гомельская ордена Суворова авиационная дивизия) 6 ИАК 16 ВА
копия нарукавного знака ВВС "крылышки" на дверцах P39 Airacobra
  30 Гв ИАП   обтекателем воздушного винта 30 ГИАП (бывший 180 ИАП) - голубые (синие?) кок и "пилотка" с белым кантом
   352 ИАП белые кок и "пилотка" с белым кантом
67 ГИАП (бывший 436 ИАП) - красные кок и "пилотка" с белым кантом


275 ИАД (275-я истребительная Пушкинская Краснознаменная авиационная дивизия):
с середины 1943 года до конца войны: белые кок и хвост
7 ИАП -> 14 ГИАП : Белые кок и руль поворота самолетов Як
154 ИАП -> 29 ГИАП : Белые кок и руль поворота Як, И-16, Р-40
159 ИАП : Белые кок и руль поворота самолетов Ла
имели следующие части
191 ИАП : Белый кок + целиком белое вертикальное оперение Р40
характерное положение звезды
196 ИАП : Белые кок и руль поворота P39 (эксклюзивное расположение звезды) и P40


   283 ИАД (283-я истребительная Камышинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 16 ВА
белая "пилотка" на вертикальном оперении в 1943-1945
56 ГИАП (бывший 520 ИАП) - знак гвардии на фюзеляже
  белый кок 116 ГИАП (бывший 563 ИАП) - белая передняя часть кока
519 ИАП - белая передняя часть кока 176 ИАП


288 ИАД (288-я истребительная Павлоградско-Венская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
стрела на фюзеляже
659 ИАП 866 ИАП


303ИАД        303 ИАД (303-я истребительная Смоленская Краснознаменная авиадивизия, входила в состав 1 ВА): белая молния зигзагом на весь фюзеляж. Молния перекрывалась двузначным белым номером и стандартной красной звездой образца 1943 г.
9гвиап эскадрилья обечан 9гиап обечай 9 гв иап обечак        9 ГИАП (9-й гвардейский истребительный Одесский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк) Ла, бывший 69 ИАП : дополнительно красная обечайка капота; красные, голубые и жёлтые коки у 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий.
триколор кокарда на фузеляже, реже лотарингский крест на киле либо герб (золотые львы на красном щите)        Полк Нормандия-Неман, Як : кок в цветах французского флага на Як-9 и Як-3, ранее на Як-1 - трехцветная кокарда (уменьшенного размера) на фюзеляже.
18 ГИАП (Як, бывший 6 ИАП) 139 ГИАП (Як, бывший 20 ИАП)


329 ИАД (329-я истребительная Керченская Краснознаменная авиационная дивизия)
Панкратов камуфляж самолетов 2-й мировой войны 66 ИАП : вертикальная белая полоса, окаймлённая синими линиями + бело-синий кок
57 ГИАП, бывший 36 ИАП - красный кок и вертикальная красная полоса с белой обводкой на руле поворота
101 ГИАП, бывший 84-А ИАП - белый кок и вертикальная белая полоса на руле поворота

336 ИАД (336-я истребительная Ковельская Краснознаменная авиационная дивизия)
163 ИАП
265 ИАП - белый киль и большие белые двузначные номера на фюзеляже
483 ИАП


562 ИАП ПВО - на части Яков на левом борту в районе кабины леопард, на других - чёрт по образцу фигурки каслинского литья.

176ГвИАП 176 Гв ИАП ВВС Красной армии 19 ИАП -> 176 ГИАП с 1944 входил в состав воздушных армий как отдельный полк свободных охотников. Лавки имели выкрашенную носовую часть фюзеляжа в красный цвет углом, а верхнюю часть хвоста - в белый наискосок (косынка)
великой отечественной войны советского народа 124 ИАП - летом 1941 красная "пилотка" на вертикальном оперении МиГ-3
46 ИАП, И-16, голубая "пилотка"
26 ИАП, И-16, вертикальное оперение светлого цвета
Красная "пилотка", И-16 разных полков, в т.ч. Западного фронта и Балтфлота
29 ИАП - в 1941 цветная полоса с белой окантовкой на руле направления И-16
89 ИАП, лето 1941: молния с двумя изломами на вертикальном оперении И-16
15 ИАП, 1939-40: красная "пилотка" на вертикальном оперении И-153
38 ИАП, 1941: молния на вертикальном оперении И-153, рядом с 2-значным номером
И-152 неизвестной части Маленькая звездочка на вертикальных стабилизаторах И-15бис неизвестной части МВО, весна 1941
Это не может быть тот 42 иап (2-го формированиния), который стал 133 гиап, может только (теоретически) быть 42 иап 1-го формированиния, 
но по документам и у этого полка на 22.6.41 уже не имелось в составе И-15бис, а только 30 И-153. Неизвестная часть, звездочка с крылом на вертикальных стабилизаторах И-15бис, лето 1941
Неизвестная часть, Ла-5ФН
960ИАП РСФСР 960 ИАП ПВО (с сентября 1942 до декабря 1943 входил в состав 125 иад ПВО; потом - в 328 иад ПВО), Ла-5 - молния под звездой
88ГИАП Военно Воздушные Силы СССР 88 ГИАП (ранее 166 ИАП) из 8 ГИАД (ранее 217 ИАД), Ла-5 - белая диагональная зигзагообразная молния поверх звезды
Цагойко великая отечественная война Изначальное происхождение эмблемы ВВС "крылышки" в сочетании с белой "пилоткой" на хвостах Яков неизвестно. Встречается на отдельных машинах 434 иап , 66 иап , 122 иап , 42 иап. В некоторых случаях самолеты передавались из полка в полк.
Як-1 неизвестного подразделения, район Сталинграда.
Як-9 неизвестного подразделения.
Як-9 197 ИАП 260 САД, лето 1944. Бортовой номер и "пилотка" на вертикальном оперении - одного цвета, с белой окантовкой.
790 ИАП знак Санников предположительно 129ИАД Ла7 790 ИАП (790-й истребительный ордена Кутузова авиаполк, входил в 129 ИАД 1 ВА)
на капоте двигателя (Ла-7) широкий уголок-шеврон белого цвета и изображение ордена

ЭБО 41ГИАП  красное сердце (масть черви) в белом канте на носу боевого самолета 41 ГИАП (истребители Ла) : сердце на капоте, обечайка и кок - красные.

Ла-5 неизвестной части - белое кольцо между звездой и номером.

P-39 неизвестной части.

347 ИАП (Як-9У)

728 ИАП, осень 1943 (Як-7)

151 ГИАП, Як-9У, лето 1945 - почётное наименование «Венский» и изображение знака Гвардии.

513 ИАП, Як-9М, лето 1945 - почётное наименование «Каменец-Подольский» и изображение ордена Суворова.

368 ИАП, Як-9Ю, лето 1945 - почётное наименование «Берлинский» и изображение ордена Александра Невского.

Надпись "Эскадрилья Валерий Чкалов" встречалась на самолетах нескольких авиачастей ( 11 ИАП, 21 ИАП, 159 ИАП, 193 ИАП, 3 ИАК, 4 ГИАП КБФ, 5 ГИАП, 41 ГИАП, 111 ГИАП, 180 ГИАП ).


Различные звери на вертикальном оперении были изображены у 609 ИАП, 767 ИАП 122 ИАД ПВО
Белые только коки - 769 ИАП 122 ИАД ПВО.
67 ИАП в 1941 году применял числовую систему обозначений — тактические номера большого размера наносились белой краской на хвостовое оперение И-16 : 1-я эскадрилья с 10 по 29; 2-я эскадрилья с 30 по 49; 3-я эскадрилья с 50 по 69; 4-я эскадрилья с 70 по 89.

226 ШАД -> 1 ГШАД (1-я гвардейская штурмовая Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
широкие белые полосы поперек крыла (с 1944)
504 ШАП (шириной 1/5 длины консоли крыла, на расстоянии 3/5 от фюзеляжа) 504 ШАП -> 74 ГШАП
505ШАП (шириной 1/5 длины консоли крыла, на расстоянии 3/5 от фюзеляжа) 505 ШАП -> 75 ГШАП
255ШАП (шириной 1/5 длины консоли крыла, на расстоянии 3/5 от фюзеляжа) 225 ШАП -> 76 ГШАП
655ШАП The most important characteristics are the wide white bands around both wings, typical of this unit the planes show often a white tip of the spinner 655 ШАП (ранее 655 ЛБАП и 655 САП) -> 136 ГШАП


228 ШАД -> 2 ГШАД (2-я гвардейская Краснознаменная штурмовая Черниговско-Речицкая орденов Ленина и Суворова авиационная дивизия) 16 ВА - штурмовики Ил-2.
красные консоли снизу крыла и красная "пилотка" на вертикальном оперении - ЭБИ дивизии в 1944. Полки различались количеством желтых "поясов" за кабиной экипажа.
285 СБАП -> 285 ШАП -> 58 ГШАП
одно желтое кольцо
59ГШАП The bands of 59 gshap are described as yellow by the veteran Boreiko 688 ЛБАП -> 688 ШАП -> 59 ГШАП
два желтых кольца
243 ШАП -> 78 ГШАП
три желтых кольца
313 РАП -> 313 ШАП -> 79 ГШАП
без колец


243 ШАД -> 3 ГШАД (3-я гвардейская штурмовая Валдайско-Ковельская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия), самолеты Ил-2
74 ШАП whose mark was a thin white line on the tail and a wider white band on the fuselage 74ШАП 74 ШАП (в последствии 70 ГШАП)
288 ШАП -> 33 ГШАП
?
784 ШАП -> 71 ГШАП
?


211 САД -> 212 ШАД -> 4 ГШАД (4-я гвардейская штурмовая Киевская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная дивизия),
самолеты Ил-2: два белых кольца на фюзеляже и пилотка
671 ШАП -> 90 ГШАП 685 ШАП -> 91 ГШАП 687 ШАП -> 92 ГШАП


299ШАП 299 ШАД -> 11 ГШАД (11-я гвардейская штурмовая Нежинская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 16 ВА - штурмовики Ил-2.
Белый руль поворота - ЭБИ дивизии в 1944. Полки различались количеством белых "поясов" за кабиной экипажа.
218 СБАП -> 218 ШАП -> 173 ГШАП.
одно белое кольцо
431 ШАП -> 174 ГШАП
два белых кольца
874 ШАП (175 ГШАП) of 299 ШАД (11 ГШАД) the white color of the tail could be related to the air division, 
      while the number of white bands and the blue color of the spinner could be related to the squadron 874 ШАП -> 175 ГШАП
три белых кольца
658 НЛБАП -> 658 ШАП
без колец


196 ШАД - левая консоль крыла снизу белая
136 ШАП 569 ШАП 783 ШАП


199 ШАД - правая консоль крыла снизу белая
289 ШАП 657 ШАП 946 ШАП -> 189 ГШАП


214 ШАД (214-я штурмовая Керченская авиационная дивизия) - диагональная полоса на вертикальном оперении (ширина и расположение под звездой могли различаться)
237 ШАП (1942) 299 ШАП (1942) 593 ШАП (1942) 594 ШАП (1942) 606ШАП 606 ШАП (1942)
190 ШАП (1943-45) 502ШАП 502 ШАП (1943-45) 618 ШАП (1943) 622ШАП 622 ШАП (1943-45)


224 ШАД (224-я штурмовая Жмеринская Краснознаменная авиационная дивизия), Ил-2
224 ШАД (1942) - белая кромка киля
565 ШАП 566 ШАП 996 ШАП
224 ШАД (1943) - целиком белый киль
565 ШАП 571 ШАП 996 ШАП 566 ШАП
224 ШАД (1944) - белый горизонтально вытянутый прямоугольник на фюзеляже
565 ШАП 571 ШАП 996 ШАП


225 ШАД (225-я штурмовая Рижская авиационная дивизия) - светлая полоса параллельно кромке киля. У Ил-2 - тёмное кольцо вокруг фюзеляжа.
225ШАД
наклонная светлая (видимо - голубая либо желтая) полоса вдоль ведущей кромки киля, рядом со звездой; и темное кольцо вокруг фюзеляжа позади кабины 614 ШАП (118 ГШАП)
225ШАД
yellow stripe on fin 810 ШАП or 614 ШАП (225 ШАД) на фото темн пояс за кабиной 810 ШАП
832 истребительный авиационный Краснознаменный полк ВВС КА 832 ИАП, Як-1Б


230 ШАД (230-я штурмовая Кубанская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) 4 ВА
7ГШАП Plane n.16 of 7 Gv.ШАП shows a different position of the white band if compared to the photos of Emelyanenko's plane 
       and white 26 of the same unit: on the tail, instead of around the rear fuselage 7 ГШАП (бывший 4 ББАП, 4 ШАП) - очень широкое белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
103ШАП 103 ШАП - разомкнутое сверху белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа
590 ШАП -> 43 ГШАП
?
(до октября 1943) 210 ШАП (бывший 210 ББАП) - белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа


312ШАП  oblique white cap 233 ШАД (233-я штурмовая Ярцевская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
белая "косынка" на вертикальном оперении штурмовиков Ил-2 с лета 1942; позднее - полностью белый хвост
62 ШАП - красные носик кока и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
the light blue band on the fuselage and the light blue tip of the spinner, the rear part of the spinner in black 198 ШАП - голубые носик кока и широкий "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа
312 ШАП - желтые носик кока и "пояс" вокруг хвостовой части фюзеляжа


214ШАП 260 ШАД (260-я штурмовая авиационная Свирская Краснознамённая ордена Суворова дивизия) 4 ВА - белый низ капота Ил-2, 1945
214 ШАП 828 ШАП
839 ШАП


261 ШАД (261-я штурмовая авиационная Свирская ордена Суворова дивизия)
17 ГШАП - Ил-2, белые номера 668 ШАП - Ил-2, цветные номера с белым контуром 694 ШАП - Ил-2, ? 108 ОРАЭ - ?, A20 Бостон


277 ШАД (277-я штурмовая Красносельская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова авиационная дивизия)
узкие белые "пояски" вокруг хвостовой части фюзеляжа (штурмовики Ил-2, 1944)
15ГШАП
15 ГШАП (бывший 174 ШАП) - одно кольцо
566ШАП during Vyborg operation in summer 1944 потом За Ленинград и узкая желтая оранж полоса наискосок вертикального оперения
566 ШАП - два кольца
943ШАП Vyborg operation in summer 1944
943 ШАП - три кольца
пояса 999ШАП
999 ШАП - четыре кольца
узкая цветная диагональная полоса на вертикальном оперении (штурмовики Ил-2, 1945)
15 ГШАП
566 ШАП

943 ШАП
999 ШАП


305 ШАД (305-я штурмовая Павлоградская Краснознаменная авиационная дивизия), штурмовики Ил-2
175 ШАП
?
237 ШАП
955 ШАП
?


307 ШАД (307-я штурмовая авиационная Лидская Краснознаменная ордена Суворова дивизия), 3 ШАК, штурмовики Ил-2
полулиния 154ГШАП 154 ГШАП (бывший 211 БАП , 211 ШАП)
вероятно вишневые пояса 621ШАП 621 ШАП Два темных кольца вокруг хвоста могли быть с наклоном и без него.
893 ШАП
?


593ШАП эскадрилия
      interrupted white line with a red contour 593 ШАП - planes numbered from 01 to 12 had red numbers and spinners, from 14 to 26 had blue ones, from 27 to 38 had yellow ones.
      the regimental mark was completed by a white undersurface of the left wing only, from the aileron start to the tip; a thin red longitudinal line divided the white part of the undersurface from the light blue one 332 ШАД (332-я штурмовая Витебская Краснознаменная авиационная дивизия)
широкая белая прерванная линия на вертикальном оперении штурмовиков Ил-2 (1945)
593 ШАП. Эскадрильи отличались цветом коков и номеров: красные, голубые и желтые.
594 ШАП - ? 811 ШАП


335 ШАД (335-я штурмовая Витебская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
6 ГШАП
683 ШАП - наклонное кольцо вокруг хвоста
639 ШАП - орел со змеёй в лапах на фоне круга
826 ШАП - лев на фюзеляже, либо кольцо и пилотка




71 ОКРАЭ (Ил-2КР) - красная звездочка с белым крылом

орёл рая 958 ШАП - атакующий орел на Ил-2

949ШАП широкая желтая полоса наискосок вертикального оперения 949 ШАП входил в 211 ШАД - маленькая красная звездочка на белом фоне

182ШАД 182 ШАД (64 ШАП, 397 ШАП, 539 ШАП) - стрелка с крыльями, белые кок и "пилотка"

90ГШАП 90 ГШАП (бывший 671 БАП, 671 ШАП) в составе 212 ШАД -> 4 ГШАД (5 ШАК): два белых кольца вокруг хвостовой части фюзеляжа и белая пилотка на вертикальном оперении.

448ШАП 448 ШАП of 277 ШАД had had 1 white band for the Vyborg operation in summer 1944 - ошибка ! 448ШАП вошел в 277 ШАД только в 1946 448 ШАП (бывший 37-А СБАП) в составе 281 ШАД - белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа.

Неизвестная часть, Ил-10.

Неизвестная часть 8 ВА, Ил-2 - белая горизонтальная полоса под звездой на фюзеляже (1944).
Неверно причисляется к 75 ГШАП.

25 ГШАП (бывший 25 ГНБАП), Ил-2КР (лето 1945) - белые кок и полоса на вертикальном оперении.
orange tail cap (and, probably, rear part of the spinner) as standard for 617th ШАП;    1st Squadron - red spinner tip
    2nd squadron- white (?) spinner tip    3rd Squadron - yellow spinner tip 617 ШАП (сначала 617 ЛНБАП , позднее - 167 ГШАП) в составе 291 ШАД -> 10 ГШАД.
Неизвестная часть, Ил-2
10орап 10 ОРАП 1 ВА - диагональная светлая (на ч/б снимке, вероятно - голубая или желтая) полоса на вертикальном оперении Ил-2.





36 БАД (36-я бомбардировочная Смоленская Краснознаменная авиационная дивизия), бывшая 36 АД ДД и 133 АД.
42 АП ДД -> 28 ГАП ДД -> 28 ГБАП
Белая "пилотка", надпись "Смоленско-Берлинский", знак гвардии и орден Красного Знамени на Ил-4
21 ДБАП -> 21 АП ДД -> 24 ГАП ДД -> 240 ГБАП : Белая "пилотка", Ил-4
108 АП ДД -> 108 БАП : Белая "пилотка", Ил-4
455 АП ДД


218 БАД (241 бомбардировочная Ясская Краснознаменная авиационная дивизия) 5 ВА - A20 Boston
48 БАП - краcные пилотки
452 БАП - белые пилотки
453 БАП - синие пилотки с белым кантом


241 БАД (241 бомбардировочная Речицкая ордена Кутузова авиационная дивизия)
24 БАП - одна полоса
128 БАП - две полосы №8 с большой вероятностью это 128бап 241бад. Там 24 бап нес одну полосу, 128 - две, 779 - три
779 БАП - три полосы


301 БАД (301-я бомбардировочная Гомельская ордена Кутузова авиационная дивизия), 3 БАК, Пе-2, лето 1943
34 БАП - хвост голубой сверху вниз
54 БАП - хвост голубой 2 полосы
96 ГБАП - хвост голубой верх 1 полоса




1 АК ДД -> 1 ГБАК (1-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Будапештский авиационный корпус)
номера на руле направления Ил-4
1 ГАД ДД -> 11 ГБАД 6 ГАД ДД -> 16 ГБАД
2 ГБАП
белые 1- и 2-значные номера
5 ГБАП
белые 1- и 2-значные номера
16 ГБАП
6 ГБАП
белые и цветные 1- и 2-значные номера
17 ГБАП
номера белые 3-значные и красные подчеркнутые 2-значные;
дублировались на носу


3 АК ДД -> 3 ГБАК (3-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский авиационный корпус)
белые (часто - подчеркнутые) номера на руле направления Ил-4
52 ДБАД -> 24 АД ДД -> 3 ГАД ДД -> 13 ГБАД 7 ГАД ДД -> 7 ГБАД
20 ГБАП - номера хх или 1хх (встречаются двойные подчеркивания), "пилотки", знаки гвардии
226 ГБАП - подчеркнутые номера хх или 1хх, нет "пилоток"
9 ГБАП - номера х или хх (встречаются подчеркивания), встречаются "пилотки" и знак гвардии.
21 ГБАП


1 БАК -> 2 ГБАК -> 6 ГБАК (6-й гвардейский бомбардировочный Львовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный корпус) ЭБО - белое вертикальное кольцо вокруг хвоста Пе-2
263 БАД -> 1 ГБАД (1-я гвардейская бомбардировочная Кировоградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия) 293 БАД -> 8 ГБАД (8-я гвардейская бомбардировочная Черкасская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия)
46 БАП -> 80 ГБАП 202 БАП -> 81 ГБАП 321 БАП -> 82 ГБАП 780 БАП -> 160 ГБАП 804 БАП -> 161 ГБАП 854 БАП -> 162 ГБАП


       4 ГАКДД (4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия) стал 4 ГБАК (4-й гвардейский бомбардировочный Гомельский авиационный корпус) :
В 1944-45 Гвардейские Краснознаменные полки имели на носах бомбардировщиков композиции из гвардейского знака, ордена Красного знамени и почетного наименования.
       Эмблемой других полков была молния.
14 ГБАД (14-я гвардейская бомбардировочная Брянско-Берлинская Краснознаменная авиадивизия, бывшая 4-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия - 4 ГАДДД, бывшая 222 АДДД и 222 БАД)
БКЗ ГЗ 13 ГАПДД -> 229 ГБАП (ранее 125 БАП и 125 АПДД), B25 : орден + гв.знак + "Рославльский"
15 ГАПДД -> 15 ГБАП (198 ГБАП, ранее 125 БАП и 125 АПДД) , B25 : гв.знак + орден + "Севастопольский" с чайкой
27 ГАПНОБДД -> 27 ГБАП (ранее 113 АПНОБДД), A20 : белая молния (1944)
335 АПДД -> 34 ГАПДД -> 250 ГБАП : В25 - ?
15 ГБАД (15-я гвардейская бомбардировочная Гомельская авиадивизия) бывшая 5-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия - 5 ГАДДД
14 ГАПДД -> 14 ГБАП (ранее 16 БАП и 16 АПДД), B25 : гв.знак + орден + "Смоленский"
22 ГАПДД -> 238 ГБАП : B25 - молния (1944)
337 АПДД -> 35 ГАПДД -> 251 ГБАП : B25 - белая молния (1945)
341 ОАПДД -> 341 ОБАП : B25 - молния (1945)


5 БАК (5-й бомбардировочный Люблинский Краснознаменный авиационный корпус)
132 БАД (132-я бомбардировочная Севастопольская авиационная дивизия) А-20 327 БАД (327-я бомбардировочная Гданьская авиационная дивизия) A-20 221 БАД (221-я бомбардировочная Бахмачская ордена Суворова авиационная дивизия) A-20 282 ИАД (282-я истребительная Гомельская Краснознаменная ордена Суворова авиационная дивизия) Як
63 БАП 244 БАП
277 БАП - белая полоса на киле
408 БАП 640 БАП 970 БАП 5 БАП -> 8 ГБАП - белый киль 57 БАП 745 БАП
127 ИАП
517 ИАП
774 ИАП - белая молния на фюзеляже Як-1Б, 1944


12 ГБАП (ранее 103 ап дд), Ли-2 - почётное наименование «Гатчинский» и изображение знака Гвардии.


25 ГБАП (ранее 432 ДБАП -> 746 АПДД), В24 (1946) - гвардейский знак и почетное наименование "Орловский".


26 ГБАП (ранее 112 АПНОБДД -> 26 ГАПНОБДД), В25 (1945) - гвардейский знак и почетное наименование "Брестский".


161 ГБАП (ранее 804 БАП) и/или 162 ГБАП (ранее 854 БАП) из 8 ГБАД, Пе-2 - почетное наименование "Висленский" и знак гвардии.


449 БАП (ранее 55-А СБАП) из 244 БАД, A20 - почетное наименование "Нижнеднестровский".


23 ОАП ГВФ, По-2 - ордена Александра Невского и Богдана Хмельницкого и почетное наименование "Берлинский"; Ли-2 - надпись диагональная и без наград.


4 сад (4-я смешанная авиационная дивизия), бомбардировщики СБ, 1941
7 сад (7-я смешанная авиационная дивизия)

35 СБАП (1939-1941)
4сад в начале войны
50 СБАП
4сад
46 сбап ? (СБ, 1941)
9СБАП
9 СБАП: знак ВВС "крылышки" на руле направления СБ

10 ИАП, 1941: красная "пилотка", цвет номера на руле направления И-16 обозначал эскадрилью

238 ИАП, лето 1941: красные "пилотка" и двузначный номер очень большого размера на вертикальном оперении И-153


гвардия СССР ВМВ МТАП
Цветные стрелы с обводкой на фюзеляже - 5 САК (Як-1 и Ил-4). 6 САК -> 5 БАК (6-й Краснознаменный смешанный авиационный Люблинский корпус) А-20. Орден Красного знамени, почетное наименование корпуса и знак ВВС на щите в 1944. Гвардейский знак на фюзеляже и белые коки винтов Пе-2 - 99 ОГРАП


2СБАП 2СБАП 40СБАП 52СБАП 52БАП: русский элемент быстрого опознавания в воздухе Рисунки в качестве эмблем 52-й ББАП 73СБАП
2 СБАП: цветная "пилотка" с белой полосой и звездочкой (СБ, 1941) 40 СБАП: красная молния на руле направления (СБ, 1941) 52 БАП: красное оформление руля (СБ, лето 1941), белая молния на киле (Су-2, осень 1941) 73 СБАП: цветная кромка руля напрвления (Ар-2 и СБ, 1941)


24 СБАП (скоростные бомбардировщики СБ, 1939) - цвета "пилотки" и номера означали эскадрилью.
2 аэ 3 аэ 5 аэ


гребень расческа 44 СБАП (СБ, 1940-1941) - количество "зубцов" означало номер эскадрильи. Кромка горизонтального стабилизатора также окрашена.
1 аэ 5 аэ


32 СБАП (СБ, 1941) - номер в круге


Неизвестное подразделение, СБ


2 авиадивизия осназ
2 АДОН (2-я авиационная дивизия особого назначения) Ли-2, С-47


125ГБАП - 125 женский Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк Пе2
125 ГБАП (женский 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк) : белое кольцо вокруг хвостовой части фюзеляжа и горизонтальная белая полоса на вертикальном оперении (Пе-2).


23ГНБАП: знак между кабиной и капотом
23 ГНБАП: орел с бомбой между кабиной и капотом (ночной бомбардировщик По-2)
ЭБИ: знак между кабиной и капотом
889 НБАП: якорь и спасательный круг с надписью "Новороссийский" (По-2)

По-2 или 717 НБАП или 29 ОАЭС

554 ОААЭС (По-2)

По-2 неизвестной части

Р-10 неизвестной части, 1941
элемент быстрого опознавания 34ГБАП: символика ВОВ
34 ГБАП: литер Г (Пе-2)

пикирующий бомбардировщик Пе-2 неизвестной части

пикирующий бомбардировщик Пе-2 неизвестной части

Предположительно - один из полков 244 БАД (альбатрос с бомбой на A-20 Бостон, 1944).


Польская шаховица Польские авиачасти в ВВС КА - традиционная красно-белая шаховница (уменьшенного размера) на фюзеляже. Як-1Б, Як-9М, Як-9Т, Ил-2, По-2ВС.


       Сбору информации помогли : Василий Харин, Михаил Быков, Александр Абрамов, Виталий Тимошенко, Михаил Тимин, Massimo Tessitori, Aleksandrs Ruckovskis, Александр Казаков, Tapani Tuomanen, Michal Sekula.
       Работа продолжается. Если кто-нибудь имеет дополнительную информацию об эмблемах советских самолетов Великой Отечественной войны, может что-либо уточнить, пожалуйста пишите мне, шлите фотографии и рисунки.



Символика отечественных ВВС Личные эмблемы асов СССР Обозначения авиаполков

Авиация 2й мировой войны Опознавательные знаки бронетехники

War is Over 1я страница



Для удобства текстового поиска опущены буквенные окончания номеров авиаполков.
Справочник для быстрого поиска эмблем авиачастей СССР в ВОВ. Опознавательные знаки и символика самолетов советских ВВС. Эмблемы полков. ЭБИ (элементы быстрой идентификации в воздухе) на хвостах и носах.