English ; Espanol
Автор: Diego Zampini , перевод: Нина Меньших

Экзосет!

с любезного разрешения автора
  Боевое крещение противокорабельной ракеты АМ.39 'Экзосет' во время Мальвинской (Фольклендской) войны. 1982г.
В сентябре 1980 года на территорию морской базы в Рошфоре (Rocheforte, Франция) прибыли пилоты и обслуживающий персонал в количестве 50ти человек 2-ой ударной воздушно-морской эскадрильи Аргентинской воздушно-морской бригады (CANA). В группу пилотов входили: командир подразделения капитан Хорхе Коломбо и его заместитель капитан Аугусто Бедакарратс, капитаны Роберто Аготегарай, Роберто Курилович и Алехандро Франциско, а также лейтенанты Луис Кольявино, Хулио Бараса, Хуан Родригес Мариани, Армандо Майора и Карлос Мачетанс. За плечами каждого из них были сотни часов пилотирования самолетов типа А-4Q 'Скайхок', (модель, чаще всего используемая CANA в то время).
После трехмесячного обучения французскому языку они были отправлены на базу Ландивизо (Landivisiau), где в течение месяца практиковались в управлении самолетов типа 'Моран Солньер', а затем приступили к освоению штурмовых самолетов AMD-BA 'СЭ'. Далее последовали тренировочные полеты (максимум 50 часов на каждого) и получение информации о противокорабельной ракете AM.39 ''Экзосет''. Ниже приводятся соответствующие технические характеристики:
Самолет AMD-BA 'СЭ':
- Двигатель: SHECMA Atar 8K-50 с тягой - 5000кг.
- Максимальная скорость над уровнем моря: 1200 км/ч.
- Максимальная высота: 13700м.
- Дальность полета над уровнем моря: 720км.
- Вооружение: две 30мм пушки и 2270кг. полезной нагрузки (включая бомбы и следующие типы ракет: R.550 'Мэджик', "воздух-воздух" и противокорабельные АМ.39 'Экзосет' ).
Противокорабельная ракета AM.39 'Экзосет':
- Тип: противокорабельная крылатая ракета
- Длина: 5,20м.
- Диаметр: 35см.
- Размах крыльев: 1 метр
- Вес: 655кг.
- Дальность полета: 70км (35 миль)
- Крейсерская скорость: 1100км/ч
- Остальное: тип 'Экзосет'. В отличие от ракет SM.39, применявшихся на подводных лодках, и ММ.39 и ММ.40 - соответственно с кораблей, последняя модификация АМ.39 относилась к типу "воздух-корабль" и использовалась 2-ой аргентинской эскадрильей.
Процесс поражения корабля ракетой АМ.39 состоит из двух стадий: сначала ракета находится под контролем специальной системы самолета, задающей координаты цели и передающей их на радар. После старта ракета пикирует на высоту 30 метров, опускается еще ниже и далее идет на высоте всего 2,5 метров над водой. В последние секунды своего полета радар определяет цель и ракета автоматически берет на нее курс.
В июле 1981 года пилоты вернулись на родину и начали готовиться к приему первых пяти 'СЭ', что и произошло в ноябре 1981г. От аргентинского ВМФ поступил заказ на 14 самолетов этого типа и такое же количество 'Экзосет'. Пилоты проверили навигационную систему пяти самолетов настолько, насколько это было возможно, а затем - системы управления оружием.
Начало войны.
2го апреля - как раз тогда, когда 2-ая эскадрилья ожидала прибытия французского техперсонала для перевода ракет 'Экзосет' на боевой режим, Аргентина начала военную "реконкисту" Фолькленд (исп. яз. - Мальвины), которые были узурпированы Британией в 1833 году. Франция не замедлила отреагировать на это событие, объявив эмбарго на поставку Аргентине оружия до самого конца конфликта.
Так, этот шаг лишил 2-ую эскадрилью возможности воспользоваться помощью французов, однако подразделение не собиралось сдаваться и перевело ракеты на боевой режим самостоятельно: проблема установки связи между самолетом и ракетами разрешилась за две недели и началась проверка ее качества. Аргентинской стороне пришелся на руку факт недавней покупки двух эсминцев типа 42, находившихся на тот момент на вооружении Британского флота ('Геркулес' и 'Сантисима Тринидад'). Следовательно, пилоты подразделения протестировали и усовершенствовали тактику атаки этого типа кораблей.
1 мая 1982г. британцы нанесли удар по основным аргентинским аэродромам и позициям на островах. Аргентинский флот подготовил ответный комбинированный удар по британским авианосцам: миссия возлагалась на восемь самолетов A-4Q 3-ей истребительно-штурмовой эскадрильи ВМФ, базировавшейся на борту авианосца '25 Де Майо' и два 'СЭ' с авиабазы ВМФ Рио Гранде. Однако в тот день возникли непредвиденные обстоятельства, весьма осложнившие выполнение задуманного: для взлета с палубы 'Скайхоку' требовался хотя бы небольшой ветерок, но был не характерный для Южной Атлантики штиль, со стороны же 2-ой эскадрильи оба 'СЭ', пилотируемых командиром Хорхе Коломбо и его ведомым Карлосом Мачетансеми, столкнулись с проблемой дозаправки с КС-130Н. Чуть позже в тот же самый день британской подлодкой 'Конкерор' был потоплен аргентинский крейсер 'Генерал Бельграно', что вынудило аргентинский флот вернуться на морскую базу Пуэрто Бельграно.
Гибель эсминца 'Шеффилд'.
В 5:07 часов 4 мая 1982г. SP-2H 'Нептун' (серийный номер 0708/2-Р-112, позывной "Меркурий") поднялся в небо с военно-морской базы в Рио Гранде. Его экипаж состоял из трех человек (пилота Эрнесто Прони Лестона, его помощника и офицера оперативного контроля). Их цель изначально заключалась в обнаружении какой-либо активности британского флота, которая могла бы помешать успешному приземлению группы самолетов С-130 в аэропорте Пуэрто Архентино, однако даже после отмены полета 'Геркулесов', полет 'Нептуна' продолжался. Так, в 7:50 последовал его первый радарный контакт с британским военным кораблем, о чем сразу же было доложено CANA. Последовал приказ осторожно поддерживать контакт. Время последующих контактов - 8:14 и 8:43. Несколькими минутами спустя высшее командование CANA приказало избегать контакта вплоть до 10:00 часов. Прони предположил, что вылет самолетов с 'Экзосет' на борту уже состоялся, и направил 'Нептун' к месту крушения "Генерала Бельграно" под видом самолета-спасателя.
Новости с 'Нептуна' быстро достигли Рио Гранде; наступила очередь следующих экипажей готовиться к вылету. Оба 'СЭ' стартовали из Рио Гранде в 9:45. Первый самолет пилотировал капитан Аугусто Бедакарратс (позывной "Аирес") (номер самолета 0752/3-А-202), лейтенант Армандо Майора (позывной "Боина"), в свою очередь, - второй (0753/3А-203). В 10:00 они получили весь необходимый для окончания миссии объем топлива, дозаправившись с КС-130Н, сопровождаемого аргентинскими ВВС.
В 10:35 Прони в последний раз поднялся на высоту 1170 метров (3500 футов) и определил координаты соответствующих целей (координаты 52 33"55" ю.ш., 57 40"55" з.д.). Несколькими минутами спустя он сообщил полученные данные пилотам 'СЭ' и, непосредственно, самому Бедакарратсу, после чего лег на курс до Рио Гранде куда, наконец, и прибыл в 12:04 .
Одновременно продолжался рейд 'СЭ'. Продвигаясь на очень низкой высоте, в районе 10:50 часов они поднялись на уровень 160м (500 футов) для проверки указанных Прони координат и ничего не нашли. Пилоты развернулись, и Бедакарратс принял решение о продолжении поисков. Через 45км (25 миль) они поднялись вновь и после нескольких секунд сканирования на экранах их радаров появились искомые цели; произошла загрузка координат в системы бортового оружия, снижение и запуск АМ.39 после последней проверки. (Точное время составляло 11:04).
Во время обратного полета Бедакарратс сообщил вицекапитану КС-130Н Пессане, что в дозаправке они не нуждаются и, в 12:04 (ровно час спустя после нанесения удара), он и его напарник - отныне признанные среди своих товарищей герои - приземлились.
Что же произошло с ракетами? В соответствии с британской версией, офицер эсминца 'Шеффилд' (Питер Уолпол) пытался идентифицировать визуально радарный контакт, о котором ему было доложено оперативным офицером Ником Бато. К тому моменту, когда он определил 'Экзосет' по легкому шлейфу дыма, ракета находилась всего в 1 миле от эсминца: четыре секунды спустя корабль был поражен. Налицо одна из современных военных ироний: экипаж одного из самых современных кораблей Королевского флота получил "предупреждение" об атаке только в виде криков ее свидетелей... Некоторые источники утверждают, что причиной пожара на корабле является не сама боеголовка, а пролившееся из нее топливо, но по другим данным, в т.ч. утверждениям капитана пострадавшего корабля (Сэмюэля Солта), причина заключалась во взрыве боеголовки, уничтожившей центр управления и боевой информационный центр. Однако причина пожара, какой бы она ни была, не может изменить результат той фатальной для корабля атаки, ставшей первым испытанием воздушной противокорабельной ракеты на поле боя.
На фотографиях горящего "Шеффилда" видно, что 'Экзосет' повредил корпус, где и произошел непосредственный взрыв боеголовки, моментально обесточивший корабль и отключивший противопожарную систему. Огонь очень быстро распространился по всему кораблю. В результате этой катастрофы погибло 22 матроса. Судьба второго снаряда неизвестна: британские источники утверждают, что он прошел в непосредственной близости от фрегата 'Ярмут' и ушел в воду.
Изменения в методах поиска/обнаружения.
После описанных событий особую актуальность приобрела следующая проблема: "глазами" 'СЭ' были самолеты 'Нептун', активное использование которых прекратилось 15 мая. Причиной этому послужила нехватка запчастей и устарелость радарных кристаллов. Вместо них ВМФ Аргентины предложил использовать трехмерный радар AN/TPS-43F и радар слежения AN/TPS-44 Alert IIA, находящихся в Пуэрто Архентино. Эти радары постоянно отслеживали передвижение всех британских самолетов, фиксируя места "стартов" 'Харриеров' и 'Си Харриеров'. Вскоре стало ясно, что передвижения противника осуществляются по вполне конкретной схеме, так что теперь все они были вполне ожидаемы и предсказуемы. С учетом этого 23го мая были осуществлены два боевых вылета 'СЭ' для нанесения удара по британским авианосцам. Самолеты пилотировали капитан Роберто Аготегарай и лейтенант Хуаном Родригес Мариани. Взлет произошел во второй половине дня, заправка топливом с КС-130Н прошла без проблем, однако когда оба самолета достигли места, где должны были находиться цели, они ничего не обнаружили. После безуспешного поиска пилоты вернулись на базу (17:50). Данная неудача не повлияла на намерение использовать предлагаемую систему, которую протестировали вновь двумя днями позже.
Потери Британии в водах Южной Атлантики.
25 мая 1982 года радары, расположенные в Пуэрто Архентино, определили местонахождение возможной цели в 176 км. (110 милями) к северо-востоку. Начало миссии было запланировано на 9:00, однако вылет отложили из-за отсутствия КС-130Н, обеспечивавшего топливом все участвовавшие самолеты. В 14:28 произошел взлет обоих 'СЭ', взявших курс на КС-130Н (256 км. / 160 миль восточнее Пуэрто Десеадо). Капитан Роберто Курилович (позывной "Тито") пилотировал СЭ 0753/3-А-203, лейтенант Хулио Барраса (позывной "Лео") - 0754/3-А-204. Все прошло так, как и предполагалось и, после пополнения топливных баков, оба самолета направились к цели, находившейся на расстоянии 480км /300 миль юго-восточнее них. На половине пути они снизили высоту полета до 8-10 метров над морем; цель находилась точно там, где ее отражали радары (58" ю.ш., 56 з. д). Пилоты, загрузив все необходимые данные, выпустили ракеты (в 16:31) и отправились обратно. В Рио Гранде они вернулись в 18.38 после второй по счету заправки с КС-130Н. Это был самый продолжительный рейд самолетов 'Супер': за 3 часа 50 минут они преодолели 2592 км. / 1620 миль. В соответствии с британскими источниками в 16.36 выпущенные ими ракеты повредили британское судно 'Атлантик Конвейор' (общим тоннажем 14946т.), затонувшее примерно за пару часов после получения повреждений. Его гибель была крупнейшей транспортной потерей для ОГ 317, т.к. на его борту находились, по меньшей мере, десять вертолетов (три - Chinooks HC.1 18-й эскадрильи Королевских ВС, шесть Wessex HU.5 848-ой эскадрильи британского ВМФ и один Lynx HAS.2 815-го военно-морской эскадрильи), палатки, рассчитанные на 5000 человек, запчасти и средства для оборудования взлетных полос для 'Харриерсов', а также установка для очистки морской воды. В результате атаки погибло 12 матросов, включая капитана судна Яна Норта.
После данного инцидента в распоряжении аргентинцев осталась лишь одна противокорабельная ракета, в то время как необходимость поражения британских авианосцев не теряла своей актуальности. По этой причине 29го мая CANA и FAA решили предпринять совместную операцию. Четыре самолета А-4С "Скайхок" из 4-ой истребительной группы были отправлены в Рио Гранде (из пилотировавших эти самолеты летчиков двое - лейтенанты Эрнесто Урета и Хосе Васкес - вызвались на участие в операции добровольно). Замысел заключался в следующем: как только 'СЭ' выпустят оставшуюся ракету, "Скайхоки" последуют за ней и сбросят на авианосец бомбы весом в 227кг. (500 фунтов), а потом они должны будут принять на себя основной удар защитной системы атакованного корабля.
Около 12:30 часов 30 мая 'СЭ' стартовали из Рио Гранде (ведущий самолет с последней ракетой 0752/3-А-202 пилотировал лейтенант Алехандро Франсиско, и оставшийся - 0755/3-А-205 - лейтенант Луис Кольявино, в задачу которого входила поддержка напарника). Через пять минут после старта за ними последовали А-4С. Позывные 'СЭ' и "Скайхоков" были "Ала" и "Сонда" соответственно.
Все самолеты заняли высоту в 7000 метров (21000 футов) и направились к танкеру, где пополнили свои топливные баки на последующие 300км., после чего взяли курс на восток. 'Этендарды' разделяло расстояние в 1600 м /1 милю, за каждым из них следовало по "Скайхоку". Когда всю группу от цели отделяло 304км. / 190 миль, они снизились на уровень 30 метров / 100 футов. Около 14:32 "Aлa 1" доложил, что ракета наведена на цель. "Aлa 2" (Кольявино) подтвердил это и 'Экзосет' стартовала. С выпуском последней ракеты участие 2-ой воздушной эскадрильи в конфликте закончилось. Осуществив запуск, 'Этендарды' развернулись и, дозаправившись с КС-130Н, беспрепятственно добрались до Рио Гранде.
"Скайхоки" продолжали следовать за 'Экзосет' после ее запуска и вскоре заметили на горизонте столб густого дыма. На расстоянии 12км. / 7,5 миль был сбит самолет Васкеса, чуть ближе к цели (на расстоянии в 2 км. / 1,25 миле) то же самое произошло и с самолетом Кастильо (оба пилота погибли). По британским данным эсминец 'Эксетер' использовал ЗРК 'Си Дартс'. Несмотря ни на что, оставшимся в живых летчикам ("Сонда 3" и "Сонда 4") удалось добраться до цели, сбросить бомбы и расстрелять весь боекомплект, после чего, развернувшись и благополучно избежав "встречи" с системами ПВО, они без повреждений вышли из опасной зоны, дозаправились с КС-130Н и вернулись в Рио Гранде через 3 часа 47 минут с момента вылета. После полета пилоты охарактеризовали атакованный ими корабль как авианосец 'Инвинсибл'.
Замечание: изложенное не соответствует британской версии инцидента; версия, приведенная в книги "Фолькленды. Воздушная война" заключается в следующем: корабль, удачно атакованный "Скайхоками", был не авианосцем 'Инвинсибл', а фрегатом 'Авенджер'. Белая дымовая завеса использовалась им в качестве прикрытия и, вдобавок, летчики перепутали взлетные палубы двух совершенно разных кораблей. Ни одна из бомб, сброшенных "Скайхоками", цели не достигла. Проблема, связанная с британской версией, заключается в том, что дым, увиденный летчиками, был не белого, а черного цвета. Также спорным является то, что такие опытные пилоты как Урета и Исаак приняли вертолетную площадку фрегата за полетную палубу авианосца. Подозрительно также и то, что 'Инвинсибл' появился в Порт Стэнли только спустя почти два месяца (в августе), а по его возвращении в Портсмут (17 сентября 1982г) было очевидно, что его левая сторона подвергалась недавнему ремонту.
Аргентинская версия гласит, что последняя противокорабельная ракета 'Экзосет' была наведена на цель (большой корабль!) с абсолютной точностью пилотом 'Этендара', который после ее запуска развернул самолет и беспрепятственно вернулся в Рио Гранде. 4-ая группа, состоявшая из четырех "Скайхоков", последовала по курсу ракеты и на расстоянии увидела густой черный дым, причиной которого, скорее всего, стало именно попадание 'Экзосет'. Затем два самолета из четырех были сбиты, однако выжившие летчики утверждали, что они видели именно дымившийся авианосец 'Инвинсибл', по которому и нанесли удар, не уточняя его результатов.
В соответствии с британской версией, ракета вообще не достигла заданной цели - авианосца, т.к. либо была потоплена 114мм. снарядом с фрегата 'Авенджер' либо нейтрализована средствами радиоэлектронной борьбы. В добавление к вышесказанному, считается, что "Скайхоками" был атакован не 'Инвинсибл', а находившийся рядом фрегат, который, к тому же, окутал авианосец белым дымом с целью скрыть его от нападавших. Многие специалисты утверждают, что аргентинские летчики перепутали взлетные палубы эсминца и авианосца и, вдобавок, приняли маскировочный дым за след попадания 'Экзосет'.
Однако с аргентинской точки зрения, спорность приведенного мнения заключается в следующем:
1. для 114мм снаряда крайне нехарактерна возможность выведения из строя ракеты, летящей на высоте 10 метров со скоростью 1000км./ч.;
2. за пять дней до инцидента система радиоэлектронной борьбы показала свою полную непригодность. Возникает вопрос: каким образом она могла заработать в этом конкретном случае?
3. цвет увиденного летчиками дыма был не белым, а черным;
4. даже находясь в стрессовой ситуации (в данном случае под огнем ПВО корабля), очень сложно ошибиться с идентификацией сплошной полетной палубой авианосца, перепутав ее с небольшой по размерам вертолетной площадкой фрегата;
5. несмотря ни на что, 'Инвинсибл' не появлялся в Порт Стэнли до конца июля 1982г., а с его возвращением на родину в сентябре на левой - атакованной 'Экзосет' - стороне корабля отчетливо просматривалась большая полоса от осуществленного недавно ремонта;
Все это заставляет автора [Диего Зампини] полагать, что в тот день (30 мая 1982г.) атаке подвергся именно авианосец 'Инвинсибл', который получил - пусть не серьезные, но, тем не менее, - повреждения. Приведенные факты говорят сами за себя. Бесспорно, не исключается и возможность ошибки, однако аргентинская сторона искренне верит в правоту своей, здесь приведенной версии.
Вывод, сделанный по итогам "Фольклендской кампании", заключается в осознании возможности нанести разрушительный удар по флоту той или иной страны силами небольшой авиагруппы. Этот урок был в полной мере преподнесен гордым военно-морским силам Британии в мае 1982 года.



||| War is Over 1я страница ||| Email |||



main URL