АВТОМОБИЛЬНАЯ И ГУСЕНИЧНАЯ ТЕХНИКА СССР

Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич АВТОМОБИЛИ Красной Армии

АВТОМОБИЛЬНАЯ И ГУСЕНИЧНАЯ ТЕХНИКА СССР
 
"Старые рода оружия – артиллерия и пехота – должны уступить свое место 
новымсилам, где решающее значение будет иметь двигатель внутреннего 
сгорания. ... влияние этого новго источника энергии скажется новым гигантским 
броском культуры вперед" 
А.И. Верховский 

Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира
Экономике России был нанесен большой ущерб 1-й мировой войной, революцией и гражданской войной и последующему за ними экономическим хаосом, молодой автомобильной промышленности был нанесен сильнейший удар, от которого она не могла оправиться длительное время. Автомобильный парк был изношен, отсутствовали запасные части. В августе 1918 года по инициативе В.И. Ленина был издан декрет об организации Научно-технического отдела при Всероссийском Совете Народного Хозяйства. Который принял решение организовать научную автомобильную лабораторию, для ведения исследований в области автомобильной техники – НАМИ, которая в 1921 году была преобразована в институт. В этом же году НТО, принял решение «...признать принципиально необходимым постановку в России автомобилестроения в массовом масштабе». В марте 1924 года московские автосборочные мастерские АМО начали новую жизнь. Им предстояло перейти на выпуск полуторатонных грузовиков типа «Фиат-15», а 7 ноября 1924 года по Красной площади прошли 10 грузовиков АМО-Ф-15, 10 первых советских автомобилей, с этого дня началась история советского автомобилестроения. Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано в тридцатые годы в рамках программы «социалистической индустриализации». За шесть лет с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз – до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира. Причем по выпуску грузовых автомобилей, составлявших до 90% от общего объема производства автомобилей, он вышел на второе место в мире, после Соединенных Штатов Америки. Развитие автомобильного транспорта позволило в 30-х годах создать в РККА подразделения возимой артиллерии. Полевые орудия доставлялись непосредственно к огневым позициям в кузовах грузовиков. Во второй половине 30-х годов появляются новые образцы артиллерии, специально приспособленные для механической тяги. На полуторке можно было перевозить одно полковое орудие с передком и прислугой. Дивизионная и корпусная артиллерия нуждалась как минимум в трехтонках. При перевозке артиллерийских орудий к кузову прикреплялись колейные мостки (рельсы с загнутыми концами) по которым артиллерийские орудия вкатывались в кузов. В кузове артиллерийские орудия крепились специальными кольцами, ввернутыми в пол кузова, а под их колеса забивали клинья. Некоторые из них могли буксироваться обычными грузовиками. Они имели колеса автомобильного типа и систему подрессоривания. Это позволяло перевозить их со скоростью до 50 км/ч. В это же время разрабатываются образцы самоходной артиллерии на автомобильной базе. В войска поступают также передвижные радиостанции, прожекторные установки, санитарные машины и другие специальные автомобили Основной задачей являлась перевозка грузов и войск. Наиболее выгодным расстоянием для перевозки стрелковой дивизии считалось 200 – 400 км, полк на 30 – 32 км, а батальон на расстояние не менее 15 – 20 км. Для перевозки войск использовались обычные грузовые платформы, которые дооборудовались съемными поперечными досками- скамейками. На полуторку ГАЗ-АА ставили четыре скамейки для 16 солдат, на трехтонку ЗИС-5 – пять скамеек для 20 – 25 солдат, которые размещались лицом к движению, а в дождь и при встречном ветре спиной. В непогоду кузова могли покрываться тентом. В Полевом уставе РККА время погрузки определялось для артиллерийского дивизиона 1 – 1,5 часа, для стрелкового батальона 40 – 60 мин. В ночное время нормативы увеличивались на 15 мин.

  • Вступление
  • Автотехника СССР
  • Легковые автомобили
  • Грузовые автомобили
  • Бронеавтомобили
  • Гусеничные тягачи
  • Ленд-лиз автотехники
  • Ленд-лиз бронеранспортёров
  • Заключение
  • War is Over 1-я страница


    Начало