ЛЕГКОВАЯ АВТОТЕХНИКА РККА

Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ 

Первый советский легковой автомобиль ГАЗ М-1 был создан на базе одной из 
моделей автомобиля Форд 1933 года — Ford-V8-40. Внешне «Эмка» отличалась 
облицовкой и колёсами, внутри вместо мотора V8, как у Форда, стоял двигатель 
ГАЗ-М, копия мотора от Ford-B. Первые три опытных образца были собраны в 
январе 1934 года. Серийный выпуск был начат 17 марта 1936 года. На всемирной 
выставке в Париже, в 1937 году, легковой автомобиль ГАЗ М-1, наличие у 
серийного советского автомобиля цельнометаллического корпуса удивило всех. 
Производство М-1 было в основном свёрнуто в 1941 году. 

С 30-х годов в СССР начали создавать вездеходы, но попытки их создания на базе 3-х осных (6х4) и полугусеничных модификаций НАТИ-2, ГАЗ-А-Кегрес, ГАЗ-ТК, ГАЗ-ААА, Газ-21 и др., но они не дали ожидаемых результатов
На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «Эмок». Всего было выпущено порядка 62888 автомобилей. С 30-х годов в СССР начали создавать вездеходы, но попытки их создания на базе 3-х осных (6х4) и полугусеничных модификаций НАТИ-2, ГАЗ-А- «Кегрес», ГАЗ-ТК, ГАЗ-ААА, Газ-21 и др., но они не дали ожидаемых результатов. Было решено создавать полноприводные автомобили – со всеми ведущими колесами. Для создания полноприводного автомобиля необходимо было разгадать секрет создания шкворневых шарниров, в Советском союзе они не выпускались. Но так как иностранные фирмы отказали СССР в продаже лицензии на них, то был приобретен американский легковой автомобиль Marmon Herrington LD-2, на шасси Ford V8, конструктивно близкий ГАЗ-M1, для изучения его раздаточной коробки и переднего ведущего моста. Конструктор В.А. Грачев сумел разгадать секрет геометрии канавок шарнира, после этого специалисты автозавода ГАЗ наладили производство шарниров. В ходе испытании были определены слабые стороны автомобиля. Грачев учел полученные данные в ходе испытаний и к началу 1938 года построены опытные образцы полноприводного автомобиля: ГАЗ-11-40 с новым мощным 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11, с новой раздаточной коробкой для автоматического включения переднего моста, увеличенным клиренсом и углами въезда, съезда, с шинами со специальным «вездеходным» профилем «Граунд- Грипп». Базой для нового армейского легкового автомобиля послужила горьковская «эмка» ГАЗ-М-1, обладавшая достаточно надежными и прочными агрегатами шасси. В 1939 году был построен опытный полноприводный ГАЗ-61-40 с использованием двигателя Додж-Д5 (послужившим прототипом ГАЗ-11)
В 1939 году был построен опытный полноприводный ГАЗ-61-40 с использованием двигателя Додж-Д5 (послужившим прототипом ГАЗ-11). На испытаниях автомобиль показал невиданную ранее даже в мировой практике проходимость и подвижность по бездорожью, непревзойденную и поныне для полноприводных легковых автомобилей такого класса. В ходе испытаний производили подъемы по лестнице Волжского откоса у Кремля (273 ступени). Кроме взятия подъемов в 28 градусов, автомобиль ГАЗ-61-40 на песке брал подъем с места до 15 градусов, с хода – до 30 градусов, преодолевал брод (со снятым ремнем вентилятора) – до 0,82 м, ров - шириной до 0,85-0,9 м, снег – глубиной более 0,4 м. На шоссе с полной нагрузкой (500 кг), он развивал скорость до 107,5 км/ч, имея минимальный расход топлива 14 л на 100 км, на песке автомобиль развивал скорость до 40 км/час. На основании испытаний ГАЗ-61-40 наркомат среднего машиностроения принял решение о постановке его в производство уже к концу 1940 года. Автомобили выпускались в трех вариантах: с открытым кузовом «фаэтон» ГАЗ-61-40, с закрытым стандартным кузовом от «эмки» типа «седан» - ГАЗ-61-73 и полугрузовой «пикап» - ГАЗ-61-415. Основной моделью выпускаемой для высшего командного состава РККА стал ГАЗ-61-73, было выпущено около 180 таких автомобилей. Водитель маршала Г.К. Жукова вспоминал, что ГАЗ-61, при движении во время распутицы, проезжал такие места, где все машины стояли и даже танки вязли в грязи, а «Эмка» проходила. Полугрузовые «пикапы» ГАЗ-61- 415, использовались как тягачи для легких артиллерийских орудий. . «Эмки» выпускались с 1936 по 1941 год, всего было собрано 62 888 автомобилей. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 10500 «Эмок». Американский писатель Грэм Грин писал: «Советская «эмка» – это самая невероятная машина, в которой мне когда-либо приходилось ездить…». В феврале 1941 года В.А. Грачев начал работу над созданием автомобиля ГАЗ-64- 416, кузов создавал Б.Т. Комаревский, шины с грунтозацепами типа «расчлененная елка» размером 6,50-16 разрабатывались на ЯШЗ. В течение 51 дня автомобиль прототипом которого послужил американский автомобиль Bantam был создан. Двигатель взяли от стандартного полуторатонного грузовика ГАЗ-ММ, изменив лишь системы питания и охлаждения, на 200 мм, согласно полученного задания, была сужена колея. Автомобиль ГАЗ-64 успешно прошел испытания на армейском автобронетанковом полигоне, а к лету 1941 года началось его производство, до конца года было выпущено более 600 автомашин. ГАЗ-64 использовался в армии как командирский автомобиль и как тягач для артиллерийских орудий. В последствии, с начала 1942 года на ее базе выпускались в больших количествах бронеавтомобили БА-64-125 и БА-64Б-125 с широкой колеей и были созданы еще девять опытных образцов. Ее создатель В. А. Грачев был удостоен за эту машину и броневик БА-64-125 Государственной премии в 1942 году. В 1943 году, после внесения ряда усовершенствований и возврата к широкой колее, автомобиль получил марку ГАЗ-67, а в 1944-м - ГАЗ-67Б. Серийный выпуск ГАЗ-67 начался в 1943 году, за годы войны было выпущено 4851 автомобиль.

  • Вступление
  • Автотехника СССР
  • Легковые автомобили СССР
  • Грузовые автомобили
  • Бронеавтомобили
  • Гусеничные тягачи
  • Ленд-лиз автотехники
  • Ленд-лиз бронеранспортёров
  • Заключение
  • Использование автомобилей в РККА

    War is Over 1-я страница


    Начало