АВТОМОБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА РККА

Статью любезно предоставил полковник Самардак Вячеслав Андреевич

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ 

Закладка автомобильного завода АМО (основан торговым домом «Кузнецов, 
Рябушинские и К») была произведена в августе 1916 года, который к марту 1917 г. 
должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии 
итальянской фирмы «ФИАТ». Для выпуска автомобилей были закуплены 
комплекты автомобилей Ф-16, что обеспечило бы сборку 432 грузовиков. 
Завершению строительства завода помешала революция и гражданская война, а в 
августе 1918 года недостроенный завод был экспроприирован. 

АМО в 1930 году выпустили 3227 грузовиков, обогнав итальянский ФИАТ. 1 октября 1931 года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС)
В 1931 году завод АМО был перестроен, и начал сборку нового грузовика АМО-2. Вскоре АМО-2 был модернизирован, и появились АМО-3 и АМО-4. Часть узлов и агрегатов поставлялась из-за границы. АМО-2 и АМО-3 (в основе которых лежал американский грузовик Аутокар-5А) в нашем автомобилестроении сыграли роль пионеров. В 1930 – 1931 гг. они явились первыми отечественными моделями, снабженными гидравлическим приводом тормозов, батарейной системой зажигания, диафрагменным бензонасосом, приводимым от коробки передач компрессором для накачки шин. АМО в 1930 году выпустили 3227 грузовиков, обогнав итальянский ФИАТ. 1 октября 1931 года заводу присвоено имя И.В.Сталина (ЗИС). В 1933 завод АМО был снова серьёзно модернизирован и переименован в ЗИС (Завод имени Сталина). ЗИС-5 – это глубокая модернизация грузовика АМО-3. Грузовик хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Грузоподъемность ЗИС-5 была рассчитана на три тонны, но он мог перевозить до пяти тонн. Двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с. работал на бензине с октановым числом 55 - 60, а в жаркую погоду даже на керосине. Расход топлива составлял в среднем от 30 до 33 л на100 км. ЗИС-5 развивал скорость до 60 км/ч. На 20 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 104200 грузовиков ЗИС-5. В июле 1944 После освоения заводом производства грузовика ЗИС-5 в серийное производство был запущен грузовой автомобиль ЗИС-6 представляющий собой трехосный вариант
года с конвейера начали сходить и автомобили ЗИС-5В, который в военное время использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения. После освоения заводом производства грузовика ЗИС-5 в серийное производство был запущен грузовой автомобиль ЗИС-6 представляющий собой трехосный вариант грузовика ЗИС-5. ЗИС-6, в отличие от ЗИС-5, имел усиленную раму, радиатор увеличенного заправочного объема и объем топливного бака 105 литров, грузоподъемность его составляла 4 тонны. Благодаря наличию 3-х мостов ЗИС-6 обладал хорошей проходимостью по грунтовым дорогам, болотистой почве, снегу и песку. Проходимость ЗИС-6 увеличивалась при установке на колесах задних мостов гусеничных цепей «Оверолл». При мощности двигателя 73 л.с. скорость ЗИС-6 составляла 55 км/час, запас хода 260 км. В Красной Армии ЗИС-6 применялся в качестве транспортной машины и как тягач для артиллерийских орудий. На шасси ЗИС-6 устанавливались пусковые установки реактивной артиллерии БМ-13 и БМ-8-32. ЗИС-6 находился в производстве с начала 1934 года до октября 1941 г., когда началась эвакуация завода ЗИС. После восстановления производства на заводе ЗИС-6 больше не изготавливался. Его место в Красной Армии постепенно начали занимать трехосные грузовики импортного производства. Несмотря на то, что артиллерия была недостаточно укомплектована тягачами, преимущество полноприводных колесных тягачей недооценивалось. На заводах работа над полноприводными автомобилями велась, в основном, по собственной инициативе, в результате в 1939 –1941 годах были созданы образцы полноприводных колесных автомобилей повышенной проходимости – ГАЗ-62 (4х4), ГАЗ-63 (4х4), ГАЗ-64 (4х4), ГАЗ-33 (6х6), ЗИС-32Р (4x4), ЗИС-36 (6x6). 4 июля 1940 года вышло постановление Экономсовета при СНК № 396 об изготовлении на ЗИСе 250 автомобилей ЗИС-22 модернизированных вездеходов, завод приступил к их изготовлению. На базе автомобиля ЗИС-22 был разработан, в 1941 году оптный образец автомобиля ЗИС-42, серийное производство было развернуто весной 1942 года. По основным узлам и агрегатам ЗиС-42 был унифицирован с грузовиком ЗиС-5В. Гусеничные ленты были резинотканевыми, с металлическими накладками и башмаками. С 1944 года выпускался вариант ЗиС-42М с двигателем ЗиС-16, мощностью 85 л.с. Всего в 1942-1946 годах было выпущено 6372 единицы ЗиС-42 и ЗиС-42М. ЗИС-42 был единственным автомобилем-тягачом, освоенный в 1942 году и принявший участие в операциях Великой Отечественной и использовался до начала 50-х годов. фото ВМВ С 1944 года выпускался вариант ЗиС-42М с двигателем ЗиС-16, мощностью 85 л.с.
В 1942–43 гг. на ЗИСе были изготовлены опытные образцы полугусеничных артиллерийских тягачей АТ-14 и АТ-8 с двумя силовыми агрегатами мощностью по 80 и 92 л.с. соответственно, более надежными движителями от легких танков с металлическими гусеницами, резиновыми башмаками и разным количеством опорных катков. В советской армии эти машины применяли как тягачи полевой артиллерии и как машины снабжения в труднопроходимой местности, весной и осенью эти машины тоже оказывали существенную помощь войскам. В 1932 году, при содействии американской корпорации Форд, в Нижнем Новгороде (г. Горький), был построен крупный автомобильный завод, рассчитанный на производство 100000 автомобилей в год. Для проектирования новых моделей автомобилей не хватало, не только времени, но и специалистов и опыта, поэтому технологию и конструкцию машин закупили у американских фирм «Форд» и «Аутокар». Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен». Первый ГАЗ-АА сошел с конвейера 29 января 1932 года и был изготовлен полностью по чертежам автомобиля Форд
Первый ГАЗ-АА сошел с конвейера 29 января 1932 года и был изготовлен полностью по чертежам автомобиля Форд. Но советские конструкторы критически подошли к данной документации и переработали ее. В 1930 году по советским чертежам была разработана грузовая платформа, усилен рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и многое другое. Конструкторами, также была отмечена техническая простота и техническая же совершенность данной модели. На ГАЗ-АА устанавливался четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 3285 кубических сантиметров мощностью 42 л.с. четырехступенчатая коробка передач, однодисковое сцепление сухого трения. Рабочий тормоз имел механический привод. В качестве топлива использовался бензин с низким октановым числом. Бензиновый бак устанавливался перед передней стенкой кабины, топливо оттуда поступало в карбюратор самотеком. Запас хода составлял 215 км. В 1938 году двигатель форсировали, увеличив мощность до 50 л.с, а также подвергли изменению рулевой механизм, крепление задних рессор и другие детали. Улучшенный грузовик получил название ГАЗ-ММ и стал основой для создания целого семейства автомобилей различного назначения. Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. Главной их задачей была перевозка войск, в кузове могло размещаться до 16 человек. На базе ГАЗ – АА, с внесением ряда изменений конструктором В.А. Грачевым, был создан грузовик повышенной проходимости ГАЗ – ААА, который при мощности двигателя 50 л.с. развивал скорость на шоссе до 65 км/час, преодолевая с полной нагрузкой подъем в 27 градусов. Запас хода ГАЗ – ААА составлял 100 км. В армии автомобиль использовался как транспорт для грузов и пехоты. К 1932 году автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС (реконструированный АМО) выпускали более 10000 грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, а в 1936 году они смогли дать более 100000 грузовиков. К началу 40-х годов СССР располагал современным автомобилестроением, базирующемся на массово-поточном и специализированном производстве, имеющим опыт выпуска автомобилей различных типов и способным обеспечивать страну автомобильной техникой. В стране функционировали четыре крупных автопредприятия: Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в г. Горьком (Нижний Новгород), завод имени И.В. Сталина (ЗИС, бывший АМО) и Московский автосборочный завод им. КИМ - филиал автозавода ГАЗ в Москве, Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ). На начало третьей пятилетки объем производства автомобилей на автомобильных заводах – ГАЗ был доведен до 300000 автомобилей в год, ЗИС - до 80000, Ярославский завод обеспечивал выпуск 25000 машин. Великая Отечественная война кардинально изменила приоритеты народного хозяйства СССР. Выпуск продукции автомобильной промышленности в начальный период Великой Отечественной войны был осуществлен за счет значительного увеличения объемов продукции Горьковского автозавода в 1941-1942 гг. и организации эвакуации московских предприятий ЗИС и им. КИМ на восток. Вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками осенью 1941 года легла на горьковский автозавод, который в течение войны, наряду с другой военной техникой, давал фронту свои «полуторки» ГАЗ-ММВ. В годы войны около 3850 автомобилей ГАЗ-ААА (трехосный) и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными установками: пушками или счетверенными пулеметами. На полуторках 1942 года выпуска вместо стальной кабины ставили упрощенную, с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей. С 1943 года устанавливали деревянную закрытую кабину. Удалось оперативно развернуть на новых местах производство автомобильных агрегатов, и страна фактически получила четыре новых завода, два из которых - ульяновский и уральский. Уже весной 1942 года с конвейера в Ульяновске сошли первые грузовики. Горьковский автомобильный завод с начла военных действий выпускал помимо колесных грузовиков ГАЗ-ММ и ГАЗ-ААА, полугусеничные автомобили ГАЗ-60, санитарные машины ГАЗ-55, штабные автобусы ГАЗ-05-193, а также и легковые машины ГАЗ-М1, ГАЗ-61, а также джипы ГАЗ-64. В годы войны Горьковский автомобильный завод выполнял роль не только ведущего поставщика автомобилей (102300 ), но также легких танков и самоходных пушек. Используя поставки комплектующих с АМО и МВЗ Ярославский автозавод в 1925 году начал выпуск трёхтонных грузовиков Я-3 и пятитонных Я-5. ЯГ10 грузовики в армии СССР пятитонки ЯГ6 ВОВ
В то время ЯАЗ не производил собственных моторов и полностью зависел от поставок АМО, немного позже на ярославские грузовики устанавливали импортные моторы «Мерседес» и «Геркулес». ЯАЗ выпустил 137 четырёхтонных грузовиков Я-4 (1928-1929) оснащённых вакуумными тормозами, двигателями и коробкой передач «Мерседес- Бенц». Я-4, имевший мощный двигатель (70л/с) и шины увеличенного сечения, считался в то время лучшим грузовиком. 7 ноября 1931 года на ярославском автозаводе была завершена постройка первого образца шестиколесного автомобиля ЯГ-10. ЯГ-10 выпускался с 1932 по 1940 год. Впоследствии большинство ярославских грузовиков, собиравшихся в небольших количествах, в РККА особого распространения не получили. Исключение составили пятитонки ЯГ-6 с 73- сильным мотором ЗИС-5, количество которых в Красной армии к началу Великой Отечественной войны составило 1,6 тыс. единиц. В июне 1942 года на оборудовании, оставшемся в Москве и позже вернувшемся из эвакуации, было возобновлено производство грузовика ЗИС- 5. Недостаточное количество артиллерийских тягачей в Красной Армии и отсутствие грузовых автомобилей повышенной проходимости заставили вернуться весной 1942 года к производству полугусеничных грузовиков. Взяв за основу довоенный образец ЗИС- 22М, группа конструкторов во главе с Г. А. Сонкиным разработала машину ЗИС- 42М с резиновыми гусеницами, более широкими (415 мм), чем на ЗИС-22. Крутящий момент к ним передавался не с помощью трения, как прежде, а посредством зацепления, а сами ленты имели металлические башмаки. ЗИС-42М оснащался либо 73-сильным двигателем ЗИС-5, либо 85-сильной его модификацией ЗИС-16. В отличие от базовой модели полугусеничный грузовик комплектовался защитной решеткой перед радиатором и фарами, щитками, предотвращавшими зары-вание в грунт клыков рамы, и увеличенными до 300 л бензобаками, так как. Последнее обстоятельство объясняется тем, что весьма тяжелый ЗИС-42М (масса в снаряженном состоянии 5250 кг) расходовал 55-60 л топлива на 100 км по шоссе, максимальная скорость его составляла 45 км/ч. Производство ЗИС-42 началось в сентябре 1942 г., и их первая партия поступила на Сталинградский фронт. Они использовались в дивизионной артиллерии и для перевозки военных грузов в условиях бездорожья и распутицы. За создание этой машины Г. А. Сонкин удостоен Государственной премии СССР. В период 1942-1944 гг. изготовлен 5931 автомобиль ЗИС-42 и ЗИС-42М. Уральский автозавод начал поставки двигателей и коробок передач (за 1942 г. «Урал ЗИС» произвел 9303 двигателя и 15375 коробок передач для грузовиков ЗИС- 5), а в июле 1944 г. приступил к выпуску грузовика ЗИС-5В. Автомобильная промышленность СССР в условиях военного времени стремилась обеспечить потребности Советской Армии, так в конце декабря 1942 г. в автомобильных частях Сталинградского фронта насчитывалось 2500 автомобилей, а на Центральном фронте в период Курской битвы было задействовано 4000 автомашин. В конце 1944 года парк действующей армии был доведен до 600000 автомобилей. На всех фронтах к этому времени насчитывалось 35 автомобильных полков, 173 отдельных автомобильных батальона, 31 отдельная автомобильная рота.

  • Вступление
  • Автотехника СССР
  • Легковые автомобили
  • Грузовые автомобили СССР
  • Бронеавтомобили
  • Гусеничные тягачи
  • Ленд-лиз автотехники
  • Ленд-лиз бронеранспортёров
  • Заключение
  • War is Over 1-я страница


    Начало

    Случайная статья:

    related links -5- обмен ссылками

    Глава 5. Мужчина и женщина как партнеры.

    Russian Lavochkin fighters of WW2

    dead German WWII bombers gallery

    Fleet in Spanish civil war